Страницы истории авиации: Arado Ar 232 – предшественник современных грузовых самолетов

Построенный в 1941 году и испытывавшийся до 1943 года, Arado Ar 232 был продвинутым транспортным самолетом, имевшим многие черты, характерные для современных транспортных самолетов, в том числе: задняя погрузочная рампа,  высоко расположенное крыло и достаточно прочное шасси для работы с грунтовых аэродромов.В начале Второй мировой войны немецкая авиация использовала несколько типов транспортных самолетов, наиболее важным из которых, однако, был Junkers Ju 52/3m. Эти машины составляли основу транспортного флота Люфтваффе, и, хотя у них были адекватные параметры для того времени, они не были перспективными самолетами.

Понимая, что эти самолеты подлежать замене в ближайшем будущем, в Arado Flugzeugwerke начались работы по созданию подходящей машины. Изначально предполагалось, что силовой установкой будут служить двигатели BMW 801, но из-за их нехватки было решено работать с двигателями BMW Bramo 323. Изначально самолет проектировался так, чтобы облегчить погрузку и разгрузку, а также обеспечить возможность оперировать на  неподготовленных площадках.

Уже на этапе создания прототипов концепция   начала меняться. Из-за проблем с двигателями BMW 801 было решено изменить систему с двух- на четырехмоторную и использовать другие двигатели. Первый прототип машины, получивший обозначение Arado Ar 232, поднялся в воздух в июне 1941 года. Полет закончился повреждением передней стойки шасси, но многоколесная основная стойка шасси, состоящая из 11 двухколесных тележек, не позволила машине погрузиться в землю.

При этом работы и испытания проводились на двух модификациях Ar 232 – A с двумя двигателями и B с 4 двигателями. Было построено по два прототипа каждой из этих версий, а также 10 предсерийных машин. Также была версия C с частично деревянной конструкцией крыла для экономии алюминия. Однако ее производство так и не было запущено.

Длина Arado Ar 232 составляла 23,5 м, размах крыла – 33,5 м, а максимальная взлетная масса – 21 150 кг. Силовая установка у  версии A состоял из двух двигателей BMW 801A/B мощностью 1600 л.с., а в версии B – четырех девятицилиндровых двигателей BMW Bramo 323R-2 Fafnir мощностью 1200 л.с. Они обеспечивали максимальную скорость 308 км/ч, крейсерскую скорость 290 км/ч и дальность полета 1062 км.

Самолет обслуживал экипаж из четырех человек, он оснащался оборонительным вооружением в виде 1-3 13-мм пулеметов и одной 20-мм пушки. В грузовом отсеке можно было перевозить груз массой 4500 кг или небольшой бронетранспортер. Также был установлен кран для облегчения погрузки. Характерной особенностью Ar 232 была схема высокоплана, задняя погрузочная рампа и многоколесное основное  шасси с низким давлением на грунт.

Всего было построено 24 самолета этого типа. Из-за падающего спроса на такие самолеты, использовалось всего 20 машин опытной серии, большинство из которых остались на заводах Arado для перевозки грузов между различными отделами компании.

Изменившаяся обстановка на фронте и падающий спрос на транспортные самолеты сделали бессмысленным дальнейшее развитие Ar 232. Рассматривался проект увеличенных версий, обозначенных Ar 432, Ar 532 и Ar 632, но работа над ними не началась.

Arado Ar 232 во многом напоминал по своей конструкции, компоновке и решениям используемый транспортный самолет, который начали разрабатывать после Второй мировой войны. Повлиял ли он на их развитие? Это не до конца известно. Использование задней погрузочной рампы и системы высокорасположенного крыла было очевидным решением, поэтому аналогичные разработки начались в США в 1940-х годах, до того, как была обнаружена информация об Ar 232.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM