Страницы истории авиации: Bell 47 – первый гражданский вертолет

Первые вертолеты начали строить в начале 1940-х годов, но в основном для использования в вооруженных силах. Однако в 1941 году на заводе Bell в США началась работа над вертолетом, предназначенным для гражданского рынка. Главным конструктором был Артур М. Янг. Он разработал экспериментальный вертолет Bell 30, который стал основой для создания серийного Bell 47.

Bell 30 Ship No. 1A
Bell 30 Ship No. 1A

Bell 30

В 1941 году Артур М. Янг, после серии экспериментов с конструкциями и моделями вертолетов, запросил завод Bell, поддержат ли они его проект. Руководство компании проявило интерес к идее, что позволило Яну переехать в Буффало, где специально для него была сформирована команда для продолжения работы над вертолетами.

Первая машина была построена в конце 1942 года и получила название Ship No. 1. Первый испытательный полет состоялся 29 декабря 1942 г., а испытания продолжались до сентября 1943 г., когда машина была повреждена. Выводы испытаний были настолько обнадеживающим, что было построено еще 3 прототипа, немного различающихся по конструкции.

Первым был Ship No. 1 из отремонтировано опытного образца с новым шасси и частично закрытой кабиной. Его испытания были возобновлены в марте 1944 года. Ship No. 2 получил иное шасси и обшивку корпуса, а также полностью закрытую кабину. Ship No. 3 имел более простую конструкцию, открытую кабину и усовершенствованную систему силового привода, что значительно повысило его характеристики. Использовался шестицилиндровый двигатель Franklin 6V4 мощностью 160 л.с.

Ship No.3 в конечном итоге получил название Bell 30, и работа над более практичной производственной версией продолжалась. Стоит добавить, что в то время как Янг был в восторге от машины и получал удовольствие от полетов, представители Bell проявили немного меньший энтузиазм, особенно по поводу открытой кабины.

Bell 47

Используя опыт работы над Bell 30, Янг в 1945 году сконструировал еще один вертолет, получивший обозначение Bell 47. Машина имела частично закрытую кабину с большим стеклянным обтекателем и решетчатым хвостовым оперением. Опытный образец поднялся в воздух 8 декабря 1945 года, машина была допущена к эксплуатации 8 марта 1946 года. Первый серийный экземпляр был поставлен пользователю 31 декабря 1946 года.

Bell 47
Bell 47

Bell 47 был развитием последнего прототипа Bell 30. Версия G (самая усовершенствованная) имела длину 9,6 м и размах лопастей несущего винта 11,3 м. Максимальная взлетная масса составляла 1338 кг. Различные версии вертолета имели разный силовые установки, но версия G была оснащена шестицилиндровым двигателем Lycoming TVO-435-F1A мощностью 280 л.с. (использовалось несколько различных версий вышеупомянутых двигателей, различающихся по мощности). Он обеспечивал максимальную скорость 169 км/ч и крейсерскую скорость 135 км/ч.

К 1974 году во всем мире было произведено более 5600 вертолетов Bell 47 в нескольких версиях и нескольких лицензионных версиях. Лицензионное производство началось в Италии, где также были разработаны местные разновидности вертолета (не серийно), в Японии, где был на его базе был создан вертолет Kawasaki KH-4, и в Великобритании.

Благодаря своей простой конструкции Bell 47 стал очень популярным. Его адаптировали к разным ролям. В гражданских версиях они использовались в качестве пассажирских, транспортных и связных вертолетов, а также сельскохозяйственных машин. 4 июля 1958 года впервые в истории была проведена телевизионная трансляция с помощью камеры, установленной на бору вертолета Bela 47, принадлежащей станции KTLA в Лос-Анджелесе. Последующие версии имели более закрытый фюзеляж и кабину, что увеличивало производительность и облегчало эксплуатацию.

Bell 47
Bell 47

Вариант Bell H-13 Sioux разрабатывался для военных и отличался деталями конструкции. Было создано несколько десятков официальных и специальных версий этого вертолета, предназначенных для различных задач. От разведки и связи до перевозки раненых, версии огневой поддержки и даже несколько экземпляров использовались как президентские вертолеты.

Bell 47 приобрел большую популярность во всем мире. Благодаря простой конструкции его можно было использовать для различных задач, а также для разработки собственных, более совершенных конструкций вертолетов. Косвенно вертолеты Bell 47 повлияли на развитие этого типа машин во всем мире.

С появлением более современных вертолетов с высокими характеристиками и более просторных салонов Bell 47 постепенно выводили из эксплуатации. Тем не менее многие из них остались в строю до наших дней. В 2011 году, по данным FAA, в США было зарегистрировано 1068 вертолетов Bell 47, а в Великобритании – 15.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM