Страницы истории авиации: берлинский аэропорт Темпельхоф

Берлинский аэропорт Темпельхоф был одним из важнейших аэропортов не только в Берлине и Германии, но и в Европе. Официально открытый в 1923 году, он пережил Вторую мировую  и холодную войну, но был окончательно закрыт в 2008 году, несмотря на протесты жителей немецкой столицы.

Берлинский аэропорт Темпельхоф
Берлинский аэропорт Темпельхоф

Генезис

Районы, где расположен аэропорт Темпельхоф, долгие годы использовались военными, в основном как место для проведения парадов. В 1909 году здесь впервые приземлился самолет Арманда Ципфеля. Через год возникла идея построить на огромном поле аэропорт. Из-за начала Первой мировой войны работы не были начаты, и только после войны старая идея была реализована.

Официально аэропорт Берлин-Темпельхоф был открыт 8 октября 1923 года, а через три года, 6 января 1926 года, он стал штаб-квартирой для немецкой авиакомпании Deutsche Luft Hansa. В 1927 году был построен первый пассажирский терминал, но несколько лет спустя нацистские власти решили построить новое, гораздо более просторное здание, которое должно было обслуживать большее количество пассажиров и должно было быть символом власти Германии.

Было спроектировано здание дугообразной формы длиной 1,2 км, соединенное с ангарами, офисами и терминалом, наиболее отличительной особенностью которого была подвешенная над перроном крыша,  позволяющая пассажирам свободно перемещаться между зданием и самолетами даже в плохую погоду. Большая часть строительных работ велась в 1936-1941 годах, но в связи с продолжающейся Второй мировой войной большинство рейсов было организовано из старого терминала, который работал до 24 апреля 1945 года.

Некоторые из новых ангаров использовались как сборочные заводы для боевых самолетов, но сам аэропорт Темпельхоф так и не стал военной базой. Стоит добавить, что в первые месяцы войны большая часть полетов была приостановлена ​​или ограничена, но с 1940 года аэропорт был восстановлен до почти нормальной работы. Последние полеты пассажирских авиалайнеров во время Второй мировой войны состоялись 21-23 апреля 1945 года.

Советские войска, войдя в Берлин, захватили аэропорт Темпельхоф и опустошили его внутренние помещения в поисках ценностей и оборудования. Одной из самых больших потерь стало разрушение склада фильмов и последующее затопление некоторых помещений с целью тушения пожаров, возникших на складе.

Холодная война

По согласованию на Ялтинской конференции 2 июля 1945 года аэропорт Темпельхоф был передан под контроль США. В последующие месяцы американские войска произвели необходимый ремонт, чтобы аэропорт продолжил работу. 18 мая 1946 года состоялся первый коммерческий международный рейс в Темпельхоф.

Значение аэропорта значительно увеличилось с введением советской блокады Берлина 24 июня 1948 года, поскольку это был единственный крупный аэропорт, способный принимать больше самолетов, необходимых для поддержания воздушного моста между западной, контролируемой союзниками частью Берлина и западногерманской оккупационной зоной. Однако количество самолетов было настолько большим, что американской армии пришлось построить две новые бетонные взлетно-посадочные полосы (первоначально использовались временные полосы из специальных металлических пластин) для замены старых грунтовых полос. За 11 месяцев блокады города было выполнено 278 228 рейсов, перевезено 2 326 406 тонн запасов, в том числе 1 421 119 тонн угля, необходимого для содержания города. Большинство рейсов было направлено в Темпельхоф. После того как блокада была снята, аэропорт возобновил нормальную работу.

19 ноября 1959 в Темпельхоф  г. состоялся первый полностью коммерческий рейс. В то время аэропорт обслуживал только самолеты с поршневыми двигателями, и первым самолетом, который на него приземлился, был Боинг 727-100 (полет состоялся 2 декабря 1964 года). Однако первые регулярные круглогодичные полеты самолетов стартовали только 18 марта 1966 года, благодаря авиакомпании Pan Am. В 1970-е годы Темпельхоф пережил период своего расцвета: только в 1971 году он обслужил 5,5 миллиона пассажиров.

В 1990-х власти Берлина впервые начали рассматривать вопрос о ликвидации аэропорта Темпельхоф. Основная причина заключалась в его расположении в центре города, что, с одной стороны, не позволяло ему  расширяться, а с другой –его территория  была очень привлекательным районом для развития. Кроме того, объединенному Берлину уже не требовалось столько аэропортов, сколько раньше.  Еще одна причина заключается в том, что  городские власти хотели ликвидировать старый аэропорт в пользу нового – Берлин-Бранденбург (который, несмотря на годы строительства, долго открывался).

Несмотря на протесты жителей, которые даже организовали по этому поводу референдум (он был признан недействительным из-за недостаточной явки), 30 октября 2008 года  прошла церемония закрытия аэропорта. Последний коммерческий рейс состоялся в 22:17, а в 23:56 из аэропорта вылетели два исторических самолета – Junkers Ju 52 и Douglas DC-3. В полночь были погашены посадочные огни, официально закрывая аэропорт. Однако это были не последние рейсы из Темпельхофа, так как в аэропорту осталось три самолета Ан-2, которые по техническим причинам покинули аэропорт только 24 ноября 2008 года. Таким образом, последний рейс из знаменитого берлинского аэропорта принадлежит им.

После завершения воздушных операций здания аэровокзала были отрезаны от остальной части аэропорта и огорожены, а взлетно-посадочные полосы и прилегающая территория превратились в парк. В 2015 году два ангара использовались в качестве лагеря для беженцев, прибывающих в Германию из стран Африки и Ближнего Востока. По последним планам, здание аэровокзала и ангары должны развиваться – они уже временно использовались для выставок.

Андрей Бочкарев

 

 

 

Деловая авиация AVIAV TM