Страницы истории авиации: Blériot 125 – единственный в своем роде

Разработанный в начале 1930-х годов, Blériot 125 был одним из самых оригинальных авиалайнеров, когда-либо построенных и эксплуатируемых. Однако после нескольких полетов выяснилось, что машина непригодна для практического использования, и единственный построенный прототип был в конце концов списан в 1933 году.

Blériot 125
Blériot 125

Blériot 125 был создан в 1930 году и был представлен в 1930 году на Салоне аэронавтики в Париже, где вызвал значительный интерес, в основном благодаря своему очень оригинальному дизайну и компоновке фюзеляжа. Конструкторскими работами над самолетом руководил Леон Кирсте. Первый полет машины состоялся 9 марта 1931 года.

Самолет имел двухфюзеляжную компоновку с гондолой между фюзеляжами, в которой находились кабина и двигатели. Длина фюзеляжа составляла 13,8 м, размах крыла — 29,4 м, максимальная взлетная масса — 7260 кг. Он был оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza 12Hbr мощностью по 550 л.с. каждый, размещенными в гондоле между корпусами — один с тянущим винтом, а другой – с толкающим.

Максимальная скорость составляла 220 км/ч, а запас хода — около 1000 км. Экипаж состоял из двух пилотов и штурмана, а всего в обоих фюзеляжах могли разместиться 12 пассажиров – по 6 мест в ряд в каждом. У обоих фюзеляжей имелись лобовое и боковые окна, обеспечивающие хороший обзор для пассажиров. Оба салона оснащались туалетами для пассажиров.

Blériot 125
Blériot 125

Уже во время полета было установлено, что такая компоновка конструкции приносит больше проблем, чем пользы. Высокое аэродинамическое сопротивление, проблемы с устойчивостью, слишком слабые двигатели, низкий комфорт в пути — это только самые главные проблемы. В течение двух лет Блерио пытался привести самолет в нормальное состояние, меняя, в том числе, компоновку и расположение винтов, но особой пользы это не принесло. Наконец, в 1933 году единственный построенный прототип был списан.

Blériot 125 отличался очень оригинальной компоновкой корпуса и футуристическим дизайном, который, однако, принес больше проблем, чем пользы. Есть мнения, что конструкторы самолета скопировали футуристические рисунки журналов и комиксов, а также фильма Метрополис. Маловероятно, но визуальное сходство с футуристическими самолетами из этих произведений очень очевидно.

Андрей Бочкарев