Страницы истории авиации: Boeing P-29 – не состоявшийся преемник Boeing P-26

На момент поступления  в эксплуатацию  Boeing P-26 Peashooter был самым современным американским истребителем. Тем не менее, до того, как   началось его серийное производство, уже велась работа над его более современной версией, получившей обозначение Boeing P-29.

Boeing Model 264
Boeing Model 264

Разработанный в 1932 году, Boeing P-26 Peashooter был  для тех лет очень современной конструкцией. Компоновка металлического моноплана была еще новой, но самолет также имел черты, типичные для более старых машин, такие как неподвижное шасси и открытая кабина.

Новая машина, которая уже разрабатывалась на его замену,  должна была использовать общую конструкцию оригинала, но планировалось использовать закрытую кабину и убирающееся шасси. Проект финансировался компанией Boeing, но находился под контролем USAAC и частично ВМС США, поскольку предполагалось, что машина будет использоваться как ВВС, так и авиацией ВМС. Предполагалось, что будет построено 3 прототипа (позже было решено построить всего 4 машины).

В сентябре 1933 года был испытан самолет, получивший обозначение XF7B-1, который представляет собой значительно переработанный P-26. Машина предназначалась для ВМС США  в качестве палубного истребителя. Важно отметить, что это был первый истребитель-моноплан, испытанный ВМС США. Из-за высокой посадочной скорости проект не получил продолжения.

Boeing YP-29A
Boeing YP-29A

Затем, 20 января 1934 года, был испытан опытный образец, получивший обозначение Model 264 (на время испытаний –  XP-940). Самолет был очень похож на XF7B-1. Крылья имели самонесущую конструкцию, а кабина экипажа прикрывалась обтекателем. Колеса ходовой части убирались назад, что было довольно распространенным решением в переходный период, прежде чем убирающееся шасси стало популярным.

Во время испытаний пилоты жаловались на плохую обзорность из закрытой кабины, поэтому была разработана новая версия машины с открытой кабиной, но все же с убирающимся шасси. Также были установлены более мощный двигатель и закрылки для снижения посадочной скорости. В этой версии машина была закуплена USAAC и подвергнута дальнейшим испытаниям под обозначением YP-29A (напомним, что в то время Р-26 производился и регулярно эксплуатировался).

Boeing XF7B-1
Boeing XF7B-1

Затем был построен второй прототип (YP-29), больше предназначенный для ВМС США. Машина получила длинную застекленный колпак кабины, обеспечивающую хороший обзор, так как предполагалось, что самолет будет разведывательной и истребительной машиной. Третий прототип (YP-29B) снова получил ту же конфигурацию, что и первый (после исправлений), но использовались закрылки от второго прототипа.

Самолеты некоторое время проходили испытания, но в конечном итоге ни USAAC, ни ВМС США не решились принять их на вооружение, учитывая, что самолет не имел намного лучших характеристик и возможностей, чем P-26, и имел слишком высокую посадочную скорость. Это, во-первых, создавало высокий риск наземных катастроф и делало невозможным операции с палубы авианосцев. Все построенные прототипы в конечном итоге были списаны.

В исходном варианте P-29 имел длину 6,9 м, размах крыла 9,7 м и максимальную взлетную массу 1656 кг. Он  оснащался  9-цилиндровым двигателем Pratt & Whitney R-1340-30 Wasp мощностью 550 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 375 км/ч, крейсерскую скорость 320 км/ч и запас хода в 1210 км. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 7,62 мм. Последующие версии самолета отличались деталями конструкции, более мощными двигателями и оборудованием.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM