Страницы истории авиации: Caproni Campini N.1 – итальянский экспериментальный самолет

В начале 1940-х годов итальянская авиация представляла собой довольно пеструю картину  разного уровня развития  техники. В стране было спроектировано много интересных и новаторских конструкций, но в то же время остались в строю  многие полностью устаревшие машины. Тем не менее работа над дальнейшими прототипами новых гражданских и военных самолетов продолжалась. Одним из самых интересных прототипов, которые были созданы в то время, был Caproni Campini N.1.

Caproni Campini N.1
Caproni Campini N.1

Caproni Campini N.1, также известный как C.C. 2 был экспериментальным самолетом, оснащенным так называемым мотокомпрессорным воздушно-реактивным двигателем, представляющим собой реактивный двигатель, состоящий на практике из поршневого двигателя, который приводит в действие компрессор, нагнетающий воздух в камеру сгорания. Необычный двигатель был разработан румынским инженером Анри Коанда, который использовал его в своем самолете Coandă 1910. Из-за множества технических проблем и недостаточных знаний  конструкторов того времени  такая силовая установка не получила большого распространения.

В 30-е годы прошлого века во многих странах начались исследования новых типов двигателей. Результатом этих исследований стало создание первого реактивного самолета в 1939-1940 гг. (Первым пилотируемым реактивным самолетом был Heinkel He 178). Италия также была одной из стран, которые начали работать над этим типом машин.

Caproni Campini N.1
Caproni Campini N.1

В 1934 году итальянские ВВС Regia Aeronautica заинтересовались проектом реактивного катера, созданного инженером Секондо Кампини. Военные решили, что у нового типа силовой установки есть много возможностей, поэтому они поручили инженеру спроектировать экспериментальный самолет, использующий двигательную установку его проекта. Работа над машиной длилась до 1940 года. Итальянцы не знали о параллельной работе над реактивными самолетами в Германии, поэтому им пришлось подойти к теме самостоятельно.

Кампини выбрал так называемый комбинированный воздушно-реактивный двигатель. Он состоял из двенадцатицилиндрового двигателя Isotta Fraschini мощностью 910 л.с., совмещенного с компрессором. Двигатель развивал тягу около 6,9 кН. Машина имела длину 12,6 м и размах крыла 14,6 м. Вес самолета составлял 4440 кг. Интересно, что N.1 был оборудован двухместной кабиной.

Опытный образец был завершен в середине 1940 года. Первый полет прототипа состоялся 27 августа 1940 года. В последующие месяцы было предпринято еще несколько попыток, в том числе перелет между аэропортом Линате и Римом – продолжительность маршрута составляла более 500 км. В ходе испытаний N.1 разогнался до 375 км / ч, что было довольно плохим результатом по сравнению с самолетами, оснащенными только поршневыми двигателями.

Caproni Campini N.1
Caproni Campini N.1

К сожалению, ухудшающаяся обстановка на фронте, плохие результаты испытаний и отсутствие идей для разработки нового типа силовой установки привели к тому, что в 1942 году два построенных прототипа были законсервированы. В 1944 году британские войска захватили один из хранящихся опытных образцов и перевезли его в Великобританию для испытаний. В 1948 году самолет вернулся в Италию и попал в Museo Storico Dell’Aeronautica Militare Italiana в Винья-ди-Валле недалеко от Рима. В Национальном музее науки и технологий в Милане сохранились корпус и двигатель образца, использованного для наземных испытаний.

Резюме

С самого начала работы над прототипом проект был обречен на провал. Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель  оказался тупиком в развитии авиационной силовой установки, и, что немаловажно, итальянцы не имели ни опыта разработки этого типа машин, ни финансовых, ни технических ресурсов для доработки конструкции.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM