Страницы истории авиации: Caudron G.III – учебный самолет для специальных задач

Построенный в конце 1913 г. и совершивший первый полет в 1914 г., Caudron G.III создавался как типичная учебно-тренировочная машина. Однако с началом Первой мировой войны эти самолеты стали использоваться для решения самых разных задач, зачастую связанных со шпионажем.

Caudron G.III
Caudron G.III

В 1913 году на французском заводе Caudron Issyles в Муленно начались работы над учебно-тренировочным самолетом Caudron G.III. Машина отличалась оригинальной для тех лет конструкцией. Длина фюзеляжа составляла 6,4 м, размах крыла – 13,4 м. Взлетная масса 734 кг. Он был оснащен семицилиндровым роторным двигателем Le Rhône мощностью 80 л.с., развивал максимальную скорость 115 км/ч и обладал дальностью полета в 405 км (полет мог длиться около 4 часов).

Двигатель разместили в гондоле вместе с двумя местами для экипажа — пилота спереди и пассажира-наблюдателя сзади. Ходовая часть состояла из 4-х колес и полозьев, что облегчало эксплуатацию с неподготовленных взлетно-посадочных полос.

Полет самолета состоялся в начале 1914 года. С началом Первой мировой войны Caudron G.III начали использовать во французской военной авиации для выполнения учебных задач, но им быстро нашлось и другое применение. Возможность находиться в воздухе в течение 4 часов и экипаж из двух человек позволяли использовать эти машины самолеты наблюдения и корректировщики огня артиллерии.

Caudron G.III
Caudron G.III

Еще одним преимуществом было прочное шасси, которое позволяло приземляться в труднопроходимой местности. Следовательно, Caudron G.III идеально подходил на роль машины связи. Дальнейшим развитием этой функции стало использование самолетов для отправки шпионов в тыл врага. Со временем экипажи стали брать на борт небольшие бомбы (максимальной массой 150 кг), которые сбрасывали вручную во время полета.

В ходе боевых действий был создан вариант Caudron G.III A2, на котором сзади был установлен пулемет, управляемый наблюдателем. Таким образом, машина, спроектированная как учебный самолет, стала полноценным боевым самолетом.

Благодаря большим возможностям и простоте производства было построено примерно 2450 или даже 2800 самолетов этого типа. Большая часть машин была построена во Франции (около 1423 единиц), но остальные производились по лицензии в Великобритании, Италии и некоторых других странах. Кроме того, Caudron G.III использовался ВВС Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Чили, Китая, Колумбии (это были первые колумбийские боевые самолеты), Дании, Сальвадора, Финляндии, Греции, Гондураса, Японии, Перу, Португалии, Польши, Румынии, России, Сербии, Испании, Турции, США, Венесуэлы и… СССР, которому на вооружение достались машины от Российской империи. Единичные экземпляры также отправлялись в другие страны.

Важно отметить, что, несмотря на огромное развитие авиации во время войны, Caudron G.III оставался на вооружении еще долго после ее окончания. Несколько машин были приобретены Японией, для использования в Китае в 1931 году. В процессе эксплуатации самолеты подвергались модификациям и создавались локальные вариации и версии – например, в Китае была создана версия с поплавками. Интересно, что несколько экземпляров французской машины было построено в Германии во время войны.

Всего в Польшу был поставлен 51 самолет Caudron G.III. Самолеты использовались до конца 1920-х годов, после чего часть уцелевших машин отправилась в аэроклубы, где, вероятно, оставалась до 1933 года. Стоит добавить, что в процессе эксплуатации на протяжении стольких лет польский G.III подвергался многочисленным ремонтам, в ходе которых оригинальные детали заменялись на новые, местного производства.

До наших времен дошло несколько экземпляров Caudron G.III. Не менее 6 находятся в музеях. Кроме того, сегодня построено несколько реплик, которые используются на авиашоу в Европе.
Caudron G.III не был совершенным самолетом, но он был создан как раз вовремя, чтобы стать основой военно-воздушных сил многих стран в начале Первой мировой войны. Благодаря своей простой, но продуманной конструкции эти самолеты долгое время оставались на вооружении.

Андрей Бочкарев