Летающая лодка Curtiss Wanamaker Triplane (позже называемая Curtiss Model 3) была в свое время самой большой в мире и первым четырехмоторным самолетом, построенным в США. Машина была повреждена во время испытательного полета, что привело к закрытию программы, и отказа от дальнейшего производства.
![Curtiss Wanamaker Triplane](https://aviav.ru/wp-content/uploads/curtiss-wanamaker-triplane.jpg)
История самолета началась в 1915 году благодаря бизнесмену Родману Ванамейкеру, который поручил компании Curtiss построить большую летающую лодку, чтобы выиграть приз за первый полет через Атлантику. Было создано несколько проектов и концепций самолетов, которые освещали СМИ и вызвали интерес к проекту.
В 1916 году конструкцией самолета заинтересовалась воздушная служба Royal Navy Air Service (RNAS), которая заказала 20 серийных машин. Первый прототип был завершен в июле 1916 года, но машина значительно отличалась от более ранних концепций. Вместо 6 двигателей, приводящих в движение 3 винта, было установлено 4 двигателя, оснащенных индивидуальными пропеллерами. Самолет получил название Curtiss Wanamaker Triplane, и, в соответствие с названием был трипланом.
![Curtiss Wanamaker Triplane](https://aviav.ru/wp-content/uploads/curtiss-wanamaker-triplane_1.jpg)
Летающая лодка имела длину 18 м, а размах крыльев составлял 41, 30 и 24 м соответственно для отдельных плоскостей. Максимальный стартовый вес составлял около 10 тонн. Первоначально силовой установкой служили 4 двенадцатицилиндровых двигателя Renault 12F мощностью 240 л.с. каждый, позже их заменили на двигатели Rolls-Royce Eagle (в конечном итоге были установлены двигатели Curtiss V-4, но они не были завершены вовремя). Экипаж получил закрытую кабину, что в то время было большой редкостью. Будучи военным самолетом машина должна была получить солидное вооружение, но в конечном итоге оно не было установлено.
По техническим причинам испытания самолета, пришлось осуществлять не в США, в Феликсстоу, Великобритания, куда машина была доставлена морем. К сожалению, во время проб самолет был настолько поврежден, что он не подлежал ремонту, поэтому весь проект был закрыт, учитывая, что Curtiss Wanamaker Triplane является неудачной конструкцией. Опыт работы над машиной использовался на заводах Curtiss в последующих проектах. Многие конструкторы со всего мира, вдохновленные проектом Wanamaker, разработали свои собственные самолеты с аналогичной компоновкой.
Андрей Бочкарев