Страницы истории авиации: экспериментальный неудачник Grob Strato 2C

Некоторым авиационным проектам просто не повезло. Несмотря на многообещающие перспективы, от них просто отказались. Так было с проектом экспериментального высотного исследовательского самолета Grob Strato 2C, программа которого была закрыта после 29 полетов.

Grob Strato 2C
Grob Strato 2C

В апреле 1992 года Немецкое космическое агентство (DLR) инициировало программу по созданию специального исследовательского самолета, который мог бы использоваться для исследований атмосферы, стратосферы и климата. Самолет должен был быть адаптирован для полетов на высоте 24000 м. Заказ на производство машины разместили на заводе Grob Aerospace, имеющем опыт создания из композитных материалов легких машин, способных летать на большой высоте.

Работа над самолетом, получившим обозначение Grob Strato 2C, была завершена в начале 1995 года, а летные испытания прошли 31 марта 1995 года. Важно отметить, что хотя он отвечал большинству требований DLR, на практике это был концептуальный самолет, который отличался от целевой конструкции. Strato 2C имел длину 24 метра, размах крыла 56,5 метра и максимальную взлетную массу 13 350 кг.

Силовая установка состояла из двух поршневых двигателей Teledyne Continental RSIOL-500 по 400 л.с. каждый, подключенными к компрессору Pratt & Whitney Canada PW127. Крейсерская скорость – 500 км/ч, дальность – 18 100 км. Экипаж машины состоял из двух пилотов, и помимо них на борту могли находиться двое ученых с соответствующим исследовательским оборудованием. В их распоряжении туалет и небольшая комната отдыха. Вся кабина была герметичной.

Grob Strato 2C
Grob Strato 2C

Хотя предполагалось, что после испытаний Strato 2C будет построен подходящий, более легкий и более производительный самолет, из-за стоимости программы, решение о его постройке принято не было. Вместо этого в многочисленных испытаниях использовался  прототип. 4 августа 1995 года машина совершила свой рекордный и, как позже выяснилось, и  последний полет. В тот день он достиг высоты 18 552 м.

Из-за затрат на реализацию программы, отсутствия концепции целевого самолета  и возможности проведения аналогичных испытаний, но с использованием более дешевых решений, работа с  Grob Strato 2C была завершена после выполнения всего 29 полетов. Интересно, что самолет сохранился до наших дней и стоит в аэропорту, принадлежащем Grob Aerospace.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM