Curtiss-Bleecker SX-5-1

Страницы истории авиации: экспериментальный вертолет Curtiss-Bleecker SX-5-1

В 1926 году Мейтленд Б. Бликер разработал экспериментальный вертолет Curtiss-Bleecker SX-5-1. Машина была построена компанией Curtiss Airplane and Motor Company, но из-за проблем с конструкцией во время испытаний проект был отменен.

Curtiss-Bleecker SX-5-1
Экспериментальный вертолет Curtiss-Bleecker SX-5-1

Мейтленд Б. Бликер родился 25 января 1903 г. После окончания Мичиганского университета он начал работу над вертолетом SX-5-1. Это был один из первых проектов вертолетов 1920-х и 1930-х годов, который положил начало созданию современных вертолетов.

Из-за нехватки ресурсов для создания машины Бликер попросил компанию  Curtiss профинансировать его идею. Он создал проект вертолета, работая в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. Стоимость постройки прототипа составила 250 000 долларов (сейчас около 3,6 миллиона долларов).

Машина впервые поднялась в воздух в 1926 году. Она отличалась весьма оригинальной конструкцией, небольшой фюзеляж подвешивался под несущим винтом, состоявшим на практике из 4-х крыльев с винтами. Когда винты вращались, они приводили в движение ротор, увеличивая подъемную силу. Машина получила двигатель Pratt & Whitney Wasp мощностью 420 л.с., обеспечивающий максимальную скорость примерно 110 км/ч. Экипаж состоял из 2 человек.

Испытания машины показали, что она очень неустойчива в воздухе и сложна в пилотировании (хотя стоит добавить, что система управления была относительно аналогична той, что используется сегодня в вертолетах). Невозможность  устранить вибрации и выход из строя вала в ходе испытаний в 1929 году привел к тому, что работы были остановлены.  Несколько лет прототип вертолета Curtiss-Bleecker SX-5-1 оставался неиспользованным, и, наконец, в 1933 году было решено, что у машины нет будущего и проблемы, с которыми она столкнулась, неразрешимы, и проект был окончательно остановлен и закрыт.

Бликер продолжал работу над вертолетами и занимался разработкой других  летательных аппаратов до конца Второй мировой войны. Он умер в возрасте 99 лет 19 октября 2002 года.

Андрей Бочкарев