Страницы истории авиации: Fiat G.50 Freccia – первый итальянский истребитель-моноплан

Хотя  Fiat G.50 был первым современным итальянским истребителем, его эксплуатация в ливрее  Regia Aeronautica  не отличалась большим и достижениями. Эти машины гораздо лучше проявили себя в руках финских летчиков, добившихся многих побед на Восточном фронте над советскими войсками.

Итальянский истребитель Fiat G.50 Freccia
Итальянский истребитель-моноплан Fiat G.50 Freccia

Генезис

В середине 1930-х основным самолетом  итальянских ВВС был биплан Fiat CR.32. Боевое крещение эти машины прошли в Китае, куда было поставлено 16 экземпляров, но только во время Гражданской войны в Испании эти истребители показали свои возможности. Используя опыт их эксплуатации, заводы Fiat разработали улучшенный истребитель, получивший обозначение Fiat CR.42, который поступил на вооружение в 1938 году.

Обе машины, несмотря на свои немалые возможности, были представителями устаревшей концепции истребителей-бипланов с неубирающимся шасси. В середине 1930-х годов во всем мире уже велись работы над новыми цельнометаллическими машинами-монопланами. Поэтому уже в 1935 году итальянский авиаконструктор Джузеппе Габриэлли начал работу над новым истребителем для Regia Aeronautica.

По предположениям, это должен был быть истребитель-моноплан с убирающимся шасси, металлической конструкцией, закрытой кабиной и современным оборудованием. Постройка опытных образцов новой машины началась летом 1936 г. (в это же время завершались работы над CR.42), а летные испытания состоялись 26 февраля 1937 г. (за штурвалом находился Джованни де Бриганти). Машина получила обозначение Fiat G.50 Freccia.

Fiat G.50 Freccia
Fiat G.50 Freccia

Самолет имел длину 8 м, размах крыла 11 м и максимальную взлетную массу 2402 кг. В качестве привода использовался четырнадцатицилиндровый двигатель Fiat A.74 RC38 мощностью 870 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 470 км/ч и запас хода 445 км. Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT.

Первый современный истребитель Regia Aeronautica

Испытания, начавшиеся сразу после полета, прошли гладко и показали, что Fiat G.50 — очень маневренный самолет, но при этом выявились два существенных недостатка. Во-первых, это слишком слабый двигатель, не обеспечивавший соответствующей максимальной скорости, и крайне слабое вооружение, состоящее всего из двух пулеметов (в то время стандартно было вооружаться не менее чем четырьмя пулеметами).

Тем не менее руководство Regia Aeronautica разместило на заводах Fiat заказ на первую серийную серию. Серийные машины начали поступать в части в начале 1938 года. К сожалению, во время испытаний произошло несколько аварий, в которых погиб главный летчик-испытатель, ответственный за проект G.50, Джованни де Бриганти.

Для проверки новых истребителей на практике в Испанию было отправлено несколько машин, но в боевых действиях они участия не принимали, поэтому особого опыта получено не было. Несмотря на это, уже при первых полетах в частях летчики обратили внимание на проблемы с качеством закрытого обтекателя, из-за чего он часто оставался открытым во время полетов. Поэтому в последующих производственных сериях от закрытого обтекателя отказались, что было значительным шагом назад.

Лишь в 1940 году Fiat G.50 приняли участие в реальных боях одновременно итальянцами и финнами, купившими 35 машин (две перед поставкой были повреждены, поэтому в Финляндию прибыло только 33). Итальянцы направили свои истребители сначала в Бельгию, откуда они принимали участие в ударах по Великобритании, а затем в Северную Африку.

Fiat G.50 Freccia
Fiat G.50 Freccia

Результаты первых столкновений с машинами союзников были однозначны – итальянский истребитель был слишком медленным, имел слишком малую дальность полета и слишком слабое вооружение, из-за чего проигрывал не только Hawker Hurricane, но даже бипланам Gloster Gladiator. Тем не менее их производство продолжалось, достигнув  около 700/800 машин (источники приводят разные цифры, чаще всего упоминается о 784 машинах в нескольких вариантах). Наверняка была создана 421 машина в усовершенствованном варианте G.50bis  и 100 в двухместном учебном варианте, получившем название G.50B.

Несмотря на плохие результаты, Fiat G.50 использовался до конца войны. В руках хорошего летчика эти истребители могли быть эффективны, что очень хорошо показали финны как во время Зимней войны 1940 года, так и в войне-продолжении 1941 года. Многие финские асы начинали свою карьеру в G.50. Последние машины этого типа были отозваны в Финляндии в 1947 году.

Другими пользователями Fiat G.50 были Хорватия, получившая 15 машин, а после капитуляции Италии получившая несколько десятков, Испания и Югославия, использовавшие после войны один бывший хорватский G.50.

Опыт, полученный во время эксплуатации G.50, был использован для разработки гораздо лучшего Fiat G.55, с более мощным вооружением и лучшими характеристиками, чем G.50, на основе которого он был создан. Тем не менее эти истребители уступали машинам союзников.

Современный  истребитель

В момент своего появления Fiat G.50, несомненно, был интересной конструкцией и лучшим итальянским истребителем, но быстро выяснилось, что его боевые возможности уступают конкурирующим машинам, как итальянским, так и зарубежным. Несмотря на это, они оставались в эксплуатации до конца второй мировой войны.

Школа Fiat G.50B Freccia

В руках хороших пилотов неплохо себя зарекомендовал G.50, которым особенно пользовались удачно финны, но и итальянские пилоты побеждали, особенно в боях в Северной Африке. До наших времен дожил только один Fiat G.50, который находится в Сербии, в Музее авиации в Белграде в аэропорту им. Никола Тесла.

Андрей Бочкарев