Работы по строительству реактивных и турбореактивных самолетов начались в Германии во второй половине 1930-х годов. Хотя идея этого типа силовой установки была известна уже несколько лет, практически только в 1939 году в воздух поднялся первый турбореактивный самолет Heinkel He 178.
История He 178 восходит к 1936 году, когда молодой инженер Ханс фон Охайн получил патент на конструкцию первого практического реактивного двигателя. Затем он представил результаты своей работы Эрнсту Хейнкле, который немедленно включил его в свою группу инженеров и поручил разработку реактивного двигателя.
Через год компания Ohain представила свой первый двигатель — Heinkel HeS 1, а в 1939 году был готов модернизированный двигатель HeS 3. Интересно, что агрегат работал на масле. Когда двигатель был готов, на заводе Heinkel началась работа над экспериментальным ТРД.
Работа, проведенная в условиях строгой секретности и без поддержки министерства авиации Третьего рейха, привела середине 1939 года к постройке в Heinkel He 178. Машина имела металлический фюзеляж и деревянные крылья. Общая компоновка самолета была типичной для машин с поршневым двигателем. Кабина пилотов размещалась впереди, а позади пилота, в центральной части самолета, располагались двигатель и топливные баки.
Машина оснащалась двигателем HeS 3 тягой 4,4 кН. Размах крыла составлял 7,2 метра, масса — 1620 кг, максимальная взлетная масса — 1998 кг. Скорость самолета составляла всего около 598 км/ч, что было объяснялось общей конструкцией машины и не лучшими аэродинамическими свойствами. Дальность полета составляла около 200 км, при этом топлива хватало всего на 10 минут полета.
He 178 впервые поднялся в воздух 27 августа 1939 года. Раньше машина делала короткий “прыжок”. За штурвалом находился летчик-испытатель Эрих Варзиц. Полет прошел успешно, хотя машина не набрала должной скорости.
Начавшаяся через несколько дней после полета самолета Вторая мировая война привела к тому, что немецкое командование автоматически отказалось от большинства исследовательских проектов. Тем не менее Хейнкель решил официально представить свою машину представителям Министерства авиации.
Демонстрация состоялась 1 ноября 1939 года. Среди гостей были Эрнст Удет, Эрхард Мильх и Гельмут Шельп. He 178 не вызвал их интереса, в основном из-за его плохих характеристик и полностью экспериментального характера. Несмотря на отсутствие интереса к проекту и даже намерение его отменить, Эрнст Хейнкель продолжал работать над реактивными машинами совершенно самостоятельно, без поддержки властей.
Забытый пионер
В ходе работ над He 178 было построено два самолета. Один с двигателем, другой без него, для аэродинамических испытаний. Машины немного отличались расположением крыльев. Во время войны оба были разрушены в результате бомбардировок союзников.
Хотя He 178 был уникальным самолетом, в некотором роде положившим начало эре реактивных двигателей, из-за отсутствия интереса со стороны немецких военных и совершенно частного характера работ история немного подзабыла о нем.
Можно с уверенностью сказать, что если бы министерство авиации Германии в 1939 году больше заинтересовалось проектом Heinkel, то серийные реактивные машины появились бы гораздо раньше. Кто знает, может быть, они тоже повлияли бы на ход войны?
Андрей Бочкарев