Как и многие авиакомпании, Finnair надеется вернуться к прибыльности после нескольких тяжелых лет борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Ключевым препятствием на сегодняшний день является невозможность использовать воздушное пространство России, которое ранее открывало маршруты в Азию. Перелет через Сибирь значительно сокращал время полета. Поэтому перевозчик разработал новую стратегию. Одним из элементов является сокращение количества принадлежащих самолетов и предлагаемых дальнемагистральных маршрутов.В заявлении, опубликованном флагманской финской авиакомпанией Finnair, говорится, что закрытие российского воздушного пространства ослабило прибыльность перевозчика. Это связано с тем, что полеты на некоторые азиатские направления были продлены по времени в связи с необходимостью обходить воздушное пространство Российской Федерации. Полет на Дальний Восток южным маршрутом влечет за собой более высокие эксплуатационные расходы и даже временную приостановку маршрутов.
Новая стратегия Finnair направлена на возвращение к прибыльности, несмотря на закрытое воздушное пространство России. Поскольку Finnair в настоящее время сталкивается с другой экономической ситуацией и быстро меняющимся финским рынком, необходима серьезная реструктуризация бизнеса, чтобы сохранить прибыльность авиакомпаний, при этом ключевым аспектом является “сокращение флота для оптимизации будущей сети”.
“Изменения в нашей операционной среде требуют новой стратегии и значительного обновления стратегии Finnair, особенно с точки зрения затрат. Тем не менее у нас есть отличный фундамент, на котором можно строить будущее: наш отличный, самобытный продукт, сильная культура безопасности, сильный бренд, высокое качество операций, приверженность устойчивому развитию и достижения в адаптации и обновлении самих себя”, — сказал Топи Маннер, генеральный директор финской авиакомпании.
Сокращение авиапарка — ключевой аспект новой стратегии
Новая стратегия Finnair направлена на создание конкурентоспособной авиакомпании, которая стремится достичь сопоставимого уровня EBIT, имевшего место до пандемии, не менее 5 проц. с середины 2024 года.
Ключевые действия, которые Finnair намеревается предпринять:
Предлагая более географически сбалансированную сеть сообщений, соединяющую Европу с Азией, Индией, Ближним Востоком и Северной Америкой через домашний хаб Finnair в Хельсинки. Перевозчик продолжит активно присутствовать на внутреннем рынке;
Сокращение флота для оптимизации будущих сетей сообщений;
Значительное увеличение удельного дохода за счет улучшения цифровых предложений и конкурентоспособных продуктов;
Постоянное использование партнерских отношений, в частности с альянсом Finnair oneworld и различными предприятиями, для усиления распределения, покрытия сети и предложения продуктов;
Снижение удельных затрат примерно на 15 проц. по сравнению с уровнем 2019 года, чтобы оставаться конкурентоспособными на всех рынках;
Построение сбалансированного финансового положения, которое позволит инвестировать в будущее;
Быть среди пионеров устойчивого развития.
Возможно увольнение сотрудников

Для достижения желаемого результата необходима поддержка всех ключевых групп заинтересованных сторон. Реализация стратегии начинается сейчас и включает обсуждение со всеми ключевыми заинтересованными сторонами изменений, необходимых для сохранения конкурентоспособности Finnair.
Похоже, новая стратегия может оказать влияние на сотрудников. Finnair объясняет, что расходы на персонал включены в стратегию по сокращению постоянных расходов. В авиакомпании добавляют, что обсудят “корректировку условий найма”, а также оценят использование “аутсорсинга для обслуживания бортов на конкретных маршрутах”.
Авиакомпания также будет стремиться к экономии других расходов путем заключения контрактов с поставщиками, структурных изменений в своей деятельности и оптимизации используемых ими помещений.
“Цель состоит в том, чтобы построить Finnair меньшего размера, который сможет вернуться к прибыльности, как это было до пандемии”, — признает Маннер. “Для этого потребуются глубокие изменения во всей компании. Особенно в трудные годы пандемии команда Finnair доказала свою способность адаптироваться и возобновлять работу в самых сложных условиях. Я убежден, что мы добьемся своей цели, продолжив этот путь. Вместе мы сможем восстановить Finnair, которым будут гордиться сотрудники, клиенты и все финны”, — добавляет генеральный директор финского флагмана.
За последние два с половиной года Finnair претерпела серьезные преобразования, чтобы оправиться от кризиса COVID-19 в авиационной отрасли. Авиакомпания решила использовать ряд мер, в том числе сокращение штата, экономию денежных средств за счет отправки сотрудников в неоплачиваемый отпуск, изменение контрактов, преобразование постоянных трудовых договоров во временные, выпуск облигаций на сумму 500 млн евро и получение кредита. Предпринятые действия позволили сэкономить 200 миллионов евро.
Андрей Бочкарев