Страницы истории авиации: Ikarus 214 – не самая удачная попытка Югославии создать бомбардировщик

Построенный в 1949 году Ikarus 214 был не самым удачным самолетом. Он проектировался как самолет-разведчик и легкий бомбардировщик, но его плохие характеристики привели к тому, что он оказался пригодным только к использованию для учебных и транспортных задач, а после списания несколько машин использовали для десантирования парашютистов в аэроклубах.

Ikarus 214
Ikarus 214

Работы над самолетом начались во второй половине 1940-х годов в Югославии. Их возглавил Симо Милутинович. Он спроектировал двухмоторный самолет-разведчик и легкий бомбардировщик цельнометаллической конструкции с двойным стабилизатором. Опытный образец машины, получивший обозначение Ikarus 214, поднялся в воздух 7 августа 1949 года. К сожалению, первый полет закончился катастрофой, в которой погиб пилот.

Анализ причин аварии показал выход из строя механизма управления шагом винта, высокое аэродинамическое сопротивление из-за ходовой части (прототип имел неубирающуюся ходовую часть, так как не был предусмотрен механизм уборки), проблемы с двигателем Ranger SVG-770C-B1 и мелкие ошибки в общей конструкции машины. Несмотря на длинный список проблем, в 1951 году было завершено производство второго прототипа, который был подвергнут полноценным испытаниям.

Вскоре выяснилось, что, несмотря на использование более совершенных двигателей Pratt & Whitney R-1340AN-1, Ikarus 214 не достиг адекватных характеристик для использования в качестве самолета-разведчика или легкого бомбардировщика. В этой ситуации было решено, что не стоит тратить зря средства на проведение дальнейших испытаний и Ikarus 214 переоборудовали в разведывательно-учебный самолет.

Ikarus 214 имел длину 11,2 м, размах крыла 16,2 м и максимальную взлетную массу 5025 кг. Он был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney R-1340-AN-1 мощностью по 600 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 365 км/ч и запас хода 1080 км. Вооружение могло состоять из 3-х пулеметов и бомбовой нагрузки в… 200 кг.

Было построено 20 серийных машин (в том числе прототипы, 22 самолета), несколько из которых были переоборудованы для аэрофотосъемки и морского патрулирования, в том числе и противолодочного, но и с этой ролью они не справились. К 1967 году все машины были списаны, но 6 из них позже были переданы аэроклубам Югославии, где их использовали для десантирования парашютистов — Ikarus 214 мог взять на борт 8 пассажиров или десантников. Гражданские образцы использовались до 1970-х годов.

Ikarus 214
Ikarus 214

До наших времен дошел только один неполный экземпляр Ikarus 214, который находится в Белграде. В целом у этой модели самолета не было успешной истории, в основном из-за плохих летно-технических и боевых возможностей, но зато летчики хвалили их за простоту пилотирования.

Андрей Бочкарев