Страницы истории авиации: Linke-Hofmann R.I – первый самолет-невидимка

Linke-Hofmann R.I

Во время Первой мировой войны было построено много необычных самолетов. В 1917 году компания Linke-Hofmann, специализирующаяся на производстве трамваев, разработала уникальный бомбардировщик Linke-Hofmann R.I, который благодаря своей конструкции должен был быть … почти невидимым в воздухе. В конечном итоге, однако, затея закончилась полным провалом.

Linke-Hofmann R.I
Linke-Hofmann R.I

Компания Linke-Hofmann, основанная в 1834 году во Вроцлаве (тогда Бреслау), специализировалась на производстве железнодорожных вагонов и трамваев. Однако во время Первой мировой войны руководство компании приняло безумное решение начать работу над самолетами. Несмотря на отсутствие опыта, в 1917 году группа инженеров под руководством Пауля Штумпфа начала работу над тяжелым бомбардировщиком для немецкой армии.

Машина получила название Linke-Hofmann R.I и отличалась очень оригинальной конструкцией. Деревянный корпус длиной 15,6 м, был покрыт материалом из ацетата целлюлозы. Частично прозрачный материал должен был сделать самолет менее заметным с земли.
Сам фюзеляж имел целых 3 палубы и тянулся от верхнего к нижнему выступу. На верхней палубе располагалась кабина, на средней палубе – 4 двигателя, приводящие в действие винты, установленные между крыльями и соединенные валами с двигателями в фюзеляже, а на нижней палубе – пост бомбардировщика, топливные баки и бомбовый люк.

Linke-Hofmann R.I
Linke-Hofmann R.I

R.I имел размах крыла 33,2 метра, а вес самолета составлял 11,2 тонны. Силовая установка состояла из 4-х двигателей Mercedes D.IVa мощностью 260 л.с. каждый, обеспечивающих максимальную скорость 130 км/ч и запас хода, позволяющий 5-часовой полет. Экипаж насчитывал более 6 человек.

Первый прототип поднялся в воздух весной 1917 года. С самого начала машина доставляла одни проблемы. Управление было очень сложным из-за общей конструкции самолета, а высокая кабина затрудняла пилотам посадку. Другой проблемой был высокий центр тяжести в конце полета, когда на нижней палубе не было топлива и бомб.

Кроме того, материал, покрывающий фюзеляж, вместо того, чтобы уменьшать видимость самолета, отражал свет, делая бомбардировщик еще более заметным, а под воздействием солнца он изменил цвет и сморщился, что увеличило сопротивление воздуха.

Первый прототип разбился во время испытаний, и погиб почти весь экипаж – выжил один человек. Второй прототип разбился при приземлении и получил серьезные повреждения, ремонт оказался нерентабельным. Судьба следующих двух прототипов остается неизвестной. Неизвестно, поднимались ли они когда-нибудь в воздух. В итоге Linke-Hofmann R.I оказался очень плохой конструкцией, несмотря на многообещающие испытания модели. Эти бомбардировщики так и не поступили на вооружение.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM