Страницы истории авиации: Martin T4M – последний биплан-торпедоносец ВМС США

Разработанный в конце 1920-х годов Martin T4M  как преемник T3M был основным бомбардировщиком-торпедоносцем ВМС США до 1938 года. Эта малоизвестная машина заложила основы дальнейшего развития торпедоносцев в США.

Martin T4M
Martin T4M

В 1926 году на вооружение поступил бомбардировщик-торпедоносец Martin T3M. Хотя эта машина была предназначена для работы с авианосцев, чаще всего она использовалась в версии гидросамолета. Опыт работы над ним и первые месяцы эксплуатации означал, что уже в 1927 году начались работы над его новой версией, получившей обозначение Т4М.
Работа над самолетом велась в компании Glenn L. Martin. Новая машина получила несколько измененный дизайн, сохранив крылья от Т3М. Двигатель был заменен в связи с установкой силового агрегата от прототипа модели XT3M-3, которым был девятицилиндровый  Pratt & Whitney R-1690 мощностью 525 л.с.
Длина Martin T4M составляла 10,85 м, размах крыла – 16,16 м, а масса – 4320 кг. Двигатель обеспечивал максимальную скорость 184 км/ч и крейсерскую скорость 158 км/ч, а дальность полета достигала 584 км.
Вооружение состояло из одного оборонительного пулемета, установленного за кабиной пилотов, и одной торпеды под фюзеляжем (или нескольких бомб меньшего размера). Экипаж состоял из 3 человек.

Martin T4M
Martin T4M
Полет прототипа состоялся в апреле 1927 года, после чего самолет был продан ВМС США для испытаний. Они прошли успешно, и в августе 1928 года начались поставки серийных самолетов. Производство было заказано на заводе Detroit Aircraft Corporation, но в конечном итоге было передано компании Great Lakes Aircraft Company. К 1931 году было построено 155 машин в нескольких вариантах (включая опытный образец).
Базовая версия, выпущенная в количестве 102 экземпляров, получила название Т4М-1. Другой: TG-1, отличался от него более мощным двигателем. Их было выпущено 18 экземпляров. На его базе построили два гражданских самолета. Последняя серийная версия – ТГ-2 – оснащалась двигателем Wright R-1820-86 Cyclone мощностью 620 л.с. Всего было выпущено 32 экземпляра этой версии.
Самолеты попали как в наземные, так и в морские подразделения, в основном в USS Saratoga и USS Lexington. В январе 1929 года бомбардировщики Т4М приняли участие в учениях, в ходе которых “атаковали” Панамский канал. Несмотря на сильную защиту, смоделированная атака прошла успешно. По итогам учений Верховное командование армии США значительно усилило оборону канала.
Одним из самых больших преимуществ самолета, которое особенно ценили экипажи, был просторный фюзеляж, позволяющий  им отдыхать   во время полета (кроме пилота). Летные характеристики тоже были очень хорошими, но ко второй половине 1930-х годов Martin T4M полностью устарел. Однако попытки заменить его оказались малоэффективными. Только в 1937 году представленный Douglas TBD Devastator оправдал ожидания ВМС США.
Мартин Т4М был официально списан в 1938 году, став последним бипланом в качестве бомбардировщика-торпедоносца ВМС США.
Андрей Бочкарев