Страницы истории авиации: неудавшийся рекорсмен скорости Napier-Heston Racer

Созданный в 1940 году, Napier-Heston Racer был разработан с двумя целями – установить рекорд скорости для самолета и представить миру новый двигатель Napier Sabre. К сожалению, несмотря на большие надежны, которые возлагались на конструкцию, проект закончился одним неудачным полетом.

Napier-Heston Racer
Napier-Heston Racer

В конце 1930-х годов компания D. Napier and Son Ltd. начала работу над новым 24-цилиндровым авиадвигателем. Предполагалось, что он будет иметь мощность 2000 л.с., что сделает его идеальным для двигателей гоночных самолетов и истребителей. В то время Италия и Германия лидировали по авиационным рекордам скорости.

Поэтому представители компании решили, что новый двигатель следует использовать в самолете, который установит новый рекорд скорости. Это была бы отличная реклама. Однако создание такого самолета было проблемой, поскольку у D Napier and Son Ltd. не было достаточного опыта в этом вопросе. Поэтому работы были заказаны Heston Aircraft Corporation Ltd.

Napier-Heston Racer
Napier-Heston Racer

Работой руководили Артур Эрнест Хагг и Джордж Корнуолл. Они сделали попытки получить финансирование от ВВС, но те не высказали  заинтересованности. Тем не менее, адекватное финансирование было предоставлено лордом Наффилдом (Уильям Ричард Моррис), и многие компании поставляли запчасти бесплатно или за символическую сумму, надеясь получить заказы или рекламу по случаю установления рекорда скорости.

Строительство первого из двух запланированных прототипов началось в 1938 году, а  завершено в конце 1939 года. Самолет получил название Napier-Heston Racer (но также был известен как Heston Type 5 Racer или Heston High Speed ​​Aircraft J.5) и имел почти полностью деревянную конструкцию с очень аэродинамической формой фюзеляжа. Длина фюзеляжа – 7,5 м, размах крыла – 9,76 м. Взлетная масса – 3266 кг. Силовой установкой служил настроенный двигатель Napier Sabre H-24 мощностью 2450 л.с., теоретически способный обеспечить максимальную скорость 772 км/ч. Продолжительность полета на полном ходу оценивалась в 18 минут. Этого было достаточно, чтобы установить рекорд скорости полета на 3 км.

После наземных испытаний и более ранних испытаний двигателя в Fairey Battle 12 июня 1940 года был запланирован пробный запуск прототипа. За штурвалом находился летчик-испытатель   лейтенант Г. Ричмонд. Вскоре после взлета двигатель перегрелся, что вынудило пилота совершить вынужденную посадку. Точный процесс посадки неизвестен, но самолет с силой ударился о землю, в результате чего шасси (которое выдвигалось на протяжении всего полета) сломалось и повредило крыло, одно крыло сломалось, а хвост откололся от фюзеляжа.

Повреждения были настолько серьезными, что самолет не подлежал ремонту. Хотя в то время было завершено около 80 проц. постройки второго прототипа, было решено их не продолжать. Причина заключалась в общей международной обстановке и в том, что не было даже условий для  побития рекордов скорости в условиях войны. Таким образом, весь амбициозный проект рухнул после того, как всего один полет продолжительностью около 6 минут завершился катастрофой.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM