Страницы истории авиации: Martin XB-51 – забытый реактивный бомбардирощик

Разработанный на рубеже 1940-1950-х годов штурмовик и бомбардировщик Martin XB-51 был выпущен всего в двух опытных экземплярах. Несмотря на многочисленные преимущества, эти самолеты никогда не предназначались для принятия на вооружение, и оба прототипа были утеряны в результате аварий.

Martin XB-51
Martin XB-51

В 1945 году по заказу командования ВВС США был разработан реактивный штурмовик, получивший обозначение XA-45. В ходе конструкторских работ, проводимых в компании Glenn L. Martin, концепция была настолько кардинально изменена, что в конечном итоге обозначение было изменено на XB-51, а сам самолет должен был стать бомбардировщиком, адаптированным для штурмовых операций.

Первый опытный образец самолета был завершен в 1949 году, а летные испытания прошли 28 октября. Машина отличалась очень оригинальной конструкцией и фюзеляжем. XB-51 имел длину 26 м, размах крыла 16,2 м и максимальную взлетную массу около 28 тонн. Силовая установка состояла из трех ТРД General Electric J47-GE-13, два из которых были установлены в гондолах по бокам фюзеляжа, а третий – на хребте перед вертикальным стабилизатором.

Martin XB-51
Martin XB-51

Максимальная скорость достигала 1036 км/ч, а дальность полета – 1730 км. Вооружение в окончательной конфигурации должно было состоять из  восьми 20-мм пушек в носовой части с запасом в 1280 снарядов, 8 ракет HVAR или бомбовой нагрузки до 4720 кг, размещаемых на подкрыльевых узлах или во вращающемся магазине в бомбоотсеке.

Экипаж – пилот, занимающий место в кабине, прикрытой капельным обтекателем, и оператор системы навигации и управления вооружением SHORAN. Его позиция была в фюзеляже, за кабиной. У обоих были катапультируемые кресла, разработанные L. Martin.

Важным элементом конструкции были крылья со стреловидностью в 35 градусов и отрицательным подъемом, которые могли поворачиваться вокруг оси крепления заднего лонжерона, что позволяло изменять угол стреловидности по отношению к фюзеляжу, а следовательно и  подъемную силу крыльев. Не менее интересным было шасси, которое состояло из двухколесных тележек под фюзеляжем и небольших опорных колес на концах крыльев (в итоге такое решение оказалось проблематичным и сделало невозможным использование полевых аэродромов).

Martin XB-51
Martin XB-51

В 1950 году опыт полетов в Корее показал, что концепция относительно использования самолета ошибочна, и она была снова изменена. Martin XB-51 должен был стать преемником самолета Douglas A-26 Invader. За этот титул  также боролись  самолеты Avro Canada CF-100 и English Electric Canberra. Хотя XB-51 превосходил вышеупомянутые конструкции с точки зрения характеристик, испытания выявили множество конструктивных недостатков, наиболее важными из которых были низкая прочность конструкции по перегрузкам во время полета с максимальной нагрузкой и малая дальность полета.

В 1952 году ВВС США отклонили проект XB-51, но концерн Martin продолжил испытания самолета. Он протестировал, среди прочего, систему RATO (Rocket Assisted Take Off) с 4-мя ракетными двигателями. Всего было построено два прототипа, которые не выдержали испытаний. Первая машина разбилась 9 мая 1952 года, вторая – 25 марта 1956 года. Однако опыт работы над XB-51 не был потрачен зря, так как он был использован для доработки конструкции бомбардировщика B-57 (лицензионная разновидность Canberra).

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM