Во второй половине 1930-х годов начались работы по созданию новых летающих лодок для замены устаревший конструкций, использовавшихся в СССР. Из-за проблем с конструкциями Туполева и Бериева в производство был запущен МДР-6 – единственный серийный самолет ОКБ Четверикова.
В 1932 году был поднят в воздух гидросамолет Бериева МБР-2, который через два года был принят на вооружение в СССР. Хотя эта машина соответствовала ожиданиям ВМФ СССР, она имела относительно слабые характеристики и вооружение. Поэтому было принято решение начать работу над преемником этих машин.
МДР-6 КБ Четверикова
К работам приступили конструкторские бюро Туполева и Бериева, проекты которых получили обозначения МДР-4 и МДР-5 соответственно. Оба проекта изначально столкнулись с проблемами, поэтому в ОКБ Четверикова началось проектирование еще одной машиной (это небольшое бюро ранее не разрабатывало машины, поступившие в серийное производство).
Опытный образец новой машины, получивший обозначение МДР-6, был изготовлен в 1936 г. (по некоторым данным, в 1937 г.) и успешно прошел испытания. После внесения некоторых доработок и замены двигателей Четвериков МДР-6 поступил в серийное производство. Из-за малого опыта конструкторского бюро производство шло медленно и к 1941 году было построено всего 20 машин этого типа.
МДР-6 имел длину 15,7 м при размахе крыла 21 м, взлетный вес 6450 кг. Первоначально силовая установка состояла из двух 9-цилиндровых двигателей М-63 мощностью 1100 л.с., обеспечивающих максимальную скорость 360 км/ч и крейсерскую скорость 220 км/ч, дальность полета 2650 км. Вооружение состояло из 2-3 пулеметов калибра 7,62 мм, или 1-2 таких пулемета и одного калибра 12,7 мм, при этом бомбовая нагрузка составляла 1000 кг.
В связи с прекращением производства в 1941 году (в связи с захватом заводов немцами) дальнейшая карьера МДР-6 была поставлена под вопрос. Проблемы с двигателями и конструкцией, особенно передней башни, привели к тому, что в 1942 году большинство уцелевших машин было выведено из эксплуатации. Затем Игорь Четвериков решил разработать усовершенствованную версию своей машины, но, несмотря на создание многочисленных проектов, ни один из них не поступил в серийное производство. Однако опыт эксплуатации и постройки летающих лодок МДР-6 был использован Бериевым при работе над самолетом Бе-6.
Андрей Бочкарев