Страницы истории авиации: Nakajima Kikka – первый японский реактивный самолет

Совершивший полет незадолго до окончания Второй мировой войны, Nakajima Kikka был первым японским реактивным самолетом. Он разрабатывался на основе общей концепции немецкого истребителя Messerschmitt Me 262, от которого, однако, существенно отличался компоновкой конструкции и общей концепцией использования. Были построены два прототипа и начато строительство еще 23 машин.

Первый японский реактивный самолет Nakajima Kikka
Первый японский реактивный самолет Nakajima Kikka

Развитие реактивной авиации в Японии в начале Второй мировой войны было практически нулевым. Только в 1942 году, когда в воздух поднялся первый настоящий прототип Messerschmitt Me 262, идея создания японского реактивного самолета стала вызывать интерес у лиц, принимающих решения в Токио. По предположениям, машина должна была быть дешевой и простой в производстве, а ее предназначение заключалось в проведении штурмовых операций. Кроме того, он должен был иметь складывающиеся крылья, чтобы облегчить его укрытие в небольших горных ангарах. С самого начала предполагалось, что у него не будет слишком большой дальности полета.

Работа над самолетом была поручена группе конструкторов завода Nakajima  во главе с Кадзуо Оно и Кеничи Мацумура. Они разработали самолет, внешне напоминающий Me 262 (который был показан в июле 1942 года японским военным атташе в Германии), но технически самолет существенно отличался от немецкой конструкции. Во-первых, он был меньше по размеру, фюзеляж был менее громоздким из-за использования меньших топливных баков, а крылья не были наклонены под таким углом, как у «Мессершмитта». Для упрощения производства основное шасси было заимствованно от Mitsubishi A6M Zero и адаптировано, а переднее колесо – от Yokosuka P1Y. С самого начала проблема заключалась в двигателях, потому что первые версии, созданные в Японии с нуля, не подходили для практического использования.

Nakajima Kikka
Nakajima Kikka

Отсутствие соответствующих двигателей привели к тому, что работы над машиной практически прекратились. Ситуация изменилась только тогда, когда было принято решение о копировании по фотографиям и одной секции немецкого двигателя BMW 003. Так был создан двигатель Ishikawajima Ne-20. Работы по нему были завершены в 1945 году, но из-за размеров двигателей пришлось перепроектировать гондолу под крыльями.

В то же время концепция использования самолета стала меняться. Командование флота хотело использовать самолет для атак камикадзе. В то время самолет получил официальное обозначение Nakajima Kikka. Заводские испытания проводились в конце июня, а 30 июня 1945 года первый опытный образец был отправлен на базу Кисарадзу, где после сборки 7 августа 1945 года прошел испытания. Полет длился 20 минут. За штурвалом  находился Сусуму Такаока.

Полет был признан успешным, но машина оправдала ожидания армии  не по всем параметрам. Второй полет с дополнительными ракетными двигателями для облегчения взлета и сокращения времени разбега был намечен на 11 августа. Однако во время разгона   пилот потерял управление машиной, которая упала в канаву и получила повреждения.

На тот момент когда был достроен второй прототип,  Япония объявила о капитуляции и его полет не был осуществлен. После окончания боевых действий несколько частично завершенных машин были наспех укомплектованы и отправлены в США для испытаний. Однако самолеты там  не взлетели, потому что ни один из них не был полностью готов.

Анализ доступных японских данных испытаний и выводы исследований в США показали, что Nakajima Kikka  был  хуже по сравнению с реактивными самолетами того времени. У него была небольшая дальность полета, малая мощность, и, что немаловажно, никто не знал, как его использовать. Первоначальная концепция заключалась в применении самолета в качестве штурмовой машины, способной нести небольшой груз бомб. Идея постройки истребителя, самолета-разведчика и других спецверсий не была реализована (один из незаверенных самолетов был достроен в учебном варианте).

Nakajima Kikka был первым японским реактивным самолетом (другие аналогичные конструкции, разработанные в Японии в то время, были с ракетными двигателями). Отсутствие предыдущего опыта в области реактивного движения и ограниченный доступ к результатам работ, выполненных в Германии, означало, что самолет не стал совершенной конструкцией. Ухудшение ситуации на фронте сделало как концепцию, так и спрос на такую ​​машину сомнительной. Если бы новый двигатель был разработан ранее, возможно, что Kikka поступил бы на вооружение до конца войны,  хотя вряд ли бы это повлияло0 на ее ход.

Nakajima Kikka имел длину 8,1 м, размах крыла 10 м и максимальную взлетную массу 4080 кг. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями Ishikawajima Ne-20, обеспечивающими максимальную скорость 623 км/ч и запас хода 943 км/ч. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек и одной бомбы массой 500 или 800 кг.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM