Страницы истории авиации: North American T-28 Trojan – из учебных в акробатические

North American T-28 Trojan, разработанный в конце 1940-х годов, стал преемником весьма успешного учебно-тренировочного самолета North American T-6 Texan, построенного более чем в количестве 15 000 единиц во многих версиях. Карьера Trojan, тоже успешная и долгая, однако, не привела к созданию такого большого количества экземпляров.

North American T-28 Trojan
North American T-28 Trojan

Генезис

Во время Второй мировой войны North American Т-6 Texan и его многочисленные модификации были базовыми американскими учебно-тренировочными самолетами. Эти самолеты были очень успешными, но с появлением более современных и быстрых военных истребителей стали замечаться его недостатки. В этой ситуации после войны была начата работа над преемником Т-6 Texan.

North American XSN2J

Одной из созданных в то время машин был прототип North American XSN2J. Самолет имел длину 9,8 м, размах крыла 12 м и максимальную массу 3402 кг. Он был оснащен звездообразным двигателем Wright R-1820-78 Cyclone мощностью 1100 л.с., обеспечивающим максимальную скорость 430 км/ч, крейсерскую скорость 310 км/ч и дальность полета 2600 км.

North American XSN2J
North American XSN2J

Было построено два прототипа, первый из которых поднялся в воздух 10 февраля 1947 года. Испытания ВМС США показали, что машина не оправдывает всех ожиданий. Из-за отсутствия бюджета дальнейшие работы по машине были остановлены в 1948 году. В то же время работа над XSN2J продолжалась на заводе North American Aviation, при этом были предприняты усилия по усовершенствованию конструкции с учетом требований ВВС США.

North American XT-28

По требованию ВВС США работы над самолетом XT-28 начались после закрытия программы XSN2J. Эта машина была развитием более ранней конструкции. Полет прототипа состоялся 24 сентября 1949 года. Испытания продолжались до середины 1950-х годов, после чего было установлено, что самолет оправдал ожидания ВВС и может быть принят на вооружение.

В период с 1950 по 1957 год было построено 1948 машин, обычно называемых North American T-28 Trojan. Первая версия, получившая обозначение Т-28А, имела двигатель Wright R-1300-7 мощностью 800 л.с. В этой версии было построено 1194 самолета, и все с расчетом на ВВС США. Для ВМС США была разработана версия Т-28B с двигателем Wright R-1820-86A или 86B мощностью 1425 л.с. Изготовлено 489 машин. Дополнительно был разработан палубный вариант Т-28С, отличающийся деталями конструкции.

North American T-28 Trojan

Кроме некоторых деталей конструкции, самолеты существенно не отличались друг от друга. Длина фюзеляжа Т-28 составляла 10 м, размах крыла – 12,2 м, а максимальная взлетная масса – 3856 кг. Максимальная скорость с более мощными двигателями составляла 552 км / ч, запас хода – 1710 км. У самолетов не было вооружения, но со временем они стали оснащаться крюками под крыльями, позволяющими нести легкое вооружение.

North American T-28 Trojan
North American T-28 Trojan

Развитие авиации в этот период привело, что уже в 1960-х годах ВВС США начали постепенно ограничивать использование Т-28, направляя его на второстепенные задачи, в том числе для обучения пилотов, выполняющих специальные операции. ВМС США использовали свои машины гораздо дольше.
Во время войны во Вьетнаме несколько Т-28 были перестроены и адаптированы для атак по наземным целям и проведения операций по борьбе с коммунистическими повстанцами. Доработанные таким образом машины получили название T-28D Nomad.

За пределами США North American T-28 Trojan был экспортирован во многие страны. Среди пользователей были, среди прочего, Аргентина, Боливия, Бразилия, Демократическая Республика Конго, Доминиканская Республика, Эквадор, Эфиопия, Франция, Гаити, Гондурас, Япония, Лаос, Мексика, Марокко, Никарагуа, Филиппины, Южная Корея, Саудовская Аравия, Южный Вьетнам, Тунис, Тайвань, Таиланд, Уругвай и Вьетнам.

Последний самолет был выведен из эксплуатации в 1994 году. В последующие годы часть уцелевших Т-28 попала на гражданский рынок. Некоторые машины были адаптированы под специализированные задачи, в том числе полеты в очень сложных погодных условиях. Некоторые машины были модернизированы для проведения авиашоу. Одним из самых известных гражданских пользователей машин этого типа была команда The Flying Bulls. Trojan команды был частым гостем на авиашоу.

North American T-28 Trojan  Red Bull
North American T-28 Trojan Red Bull

К сожалению, 20 июня 2021 года машина разбилась во время перелета между аэропортами на обратном пути в аэропорт базирования. В авиакатастрофе погиб пилот Райнер Штайнбергер.

Резюме

North American T-28 Trojan был удачной конструкцией, но в то же время не был самолетом, который мог войти в историю авиации. Он был создан в то время, когда учебно-тренировочные самолеты быстро развивались и менялись, чтобы адаптировать свои возможности к все более современным военным самолетам. Эти самолеты запомнились больше благодаря участию в авиашоу после вывода из эксплуатации.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM