После преодоления Чаком Йегером звукового барьера 14 октября 1947 года в истории авиации началась новая эра. Именно тогда конструкторы приступили к проектированию все более и более быстрых военных самолетов, способных летать на сверхзвуковых скоростях. Погоня за скоростью была для всех. Не только американцы, англичане и русские хотели иметь сверхзвуковые боевые самолеты. Также нейтральная Швеция решила разработать такую машину. Так началась работа над первым европейским сверхзвуковым истребителем Saab J35 Draken.Швеция, будучи в ХХ веке нейтральной страной, подходила к военным вопросам очень практично. С одной стороны, она старалась не вмешиваться в межнациональные споры, заботясь о том, чтобы ни с кем не иметь проблем, а с другой стороны, постоянно расширяли свою армию (аналогично поступила и Швейцария). Во время Второй мировой войны шведы внимательно следили за развитием вооружений и событиями в мире, которые происходили в то время. Больше всего они заинтересовались реактивными самолетами.
Всего через несколько лет после войны шведская компания Saab разработала два реактивных истребителя для замены использовавшихся ранее самолетов Saab 21 (и экспериментальных самолетов Saab 21R). Так были созданы истребители Saab J29 Tunnan, поднявшиеся в воздух 1 сентября 1948 года, и Saab A32 Lansen, поднявшиеся в воздух 3 ноября 1952 года.
Это были типичные истребители тех лет. Вооружение состояло из пушек и неуправляемых ракет. Самолеты были оснащены модернизированными британскими двигателями. Это были неплохие машины, но в те годы началась гонка скоростей и работа над новыми сверхзвуковыми самолетами заставила шведов принять решение о разработке другого самолета.
Работа над новым истребителем началась в 1949 году, когда ВВС Швеции разместили заказ на сверхзвуковой истребитель, очень простой в управлении и способный действовать с импровизированных аэродромов. Основным требованием была возможность работы с взлетно-посадочной полосы длиной до 2000 метров и шириной до 13 метров. Это были размеры типичного DOL в Швеции. Предполагалось также, что самолет будет прост в использовании, чтобы на земле его могли обслуживать призывники после непродолжительной подготовки.
DOL – дорожный участок аэропорта является частью скоростной автомагистрали, достаточно широкой и длинной, чтобы можно было использовать его как временный аэропорт. DOL чаще всего создаются на шоссе широкой ширины и на них легче подготовить импровизированную ВПП длиной не менее 2 км. Они используются во всем мире в первую очередь для военных, но иногда их могут использовать и гражданские самолеты в кризисных ситуациях. Не каждый самолет может использовать этот тип взлетно-посадочной полосы. В настоящее время, со строительством новых DOL, более качественных, чем созданных в послевоенное время, их смогут использовать и самолеты F-16.
Saab начал разработку нового самолета с двух разных конструкций. Один предполагал постройку традиционного реактивного самолета со стреловидными крыльями, другой предполагал постройку самолета с двойным треугольным крылом. После первых испытаний моделей выяснилось, что система “двойная дельта” намного лучше, чем традиционная конструкция. Итак, начались испытания других моделей, а позже и специально разработанного самолета Saab 210, представлявшего собой уменьшенную копию нового истребителя.
После многочисленных успешных испытаний конструкторы Saab в августе 1953 года приступили к постройке первых прототипов самолета — четырех для летных испытаний и одного для наземных испытаний. Самолет должен был оснащаться модифицированным реактивным двигателем British Rolls Royce RB-146 Avon. Серийные самолеты оснащались лицензионной версией этого двигателя.
Новый самолет поднялся в свой первый полет 25 октября 1955 года. Испытания прошли успешно, поэтому были заказаны первые самолеты предсерийной партии. Однако работы над ними затянулись на добрых несколько лет и первый предсерийный J35 поднялся в воздух только 15 февраля 1958 года. Он получил обозначение J35A Draken. Самолеты поступили на вооружение только в начале 1960-х годов.
Шведский дракон
Эти самолеты были очень положительно встречены летчиками, хотя и не были полностью приспособлены к боевым действиям. Лишь через год в производство поступил еще один вариант самолета, получивший название J35B. Это уже был полностью боевой самолет. Draken отличались хорошими пилотажными качествами, маневренностью и очень изысканной и прочной конструкцией. Они также были подвержены модификации. Поэтому в последующие годы были созданы новые версии Draken, отличавшиеся в основном оборудованием и боевыми возможностями.
Поступившая на вооружение в середине 1960-х версия J35D имела более совершенный двигатель, что позволяло развивать гораздо более высокие скорости. Последней серийно выпускавшейся версией J35 была модель F. Самолеты этой версии использовались в шведской военной авиации до 90-х годов.
Помимо ВС Швеции самолеты этого типа экспортировались в Данию (51 самолет), Австрию (24 самолета) и Финляндию (47 самолетов). Швейцария также хотела приобрести несколько машин этого типа, но в итоге под политическим давлением решила использовать французские Mirage.
Большая часть “Драконов” была выведена из эксплуатации в 1980-х и 1990-х годах, только Австрия использовала их намного дольше, до 2005 года (неплохо для самолета, спроектированного в 1955 году).
Всего было выпущено около 650 самолетов этого типа в различных модификациях. Многие старые модели были модернизированы до новых стандартов.
Основным вооружением Draken были две 30-мм пушки ADEN. Кроме того, на подкрыльевых узлах могли устанавливаться ракеты класса “воздух-воздух” Rb-24, являющиеся лицензионным вариантом американских ракет AIM-9B Sidewinder. Для борьбы с наземными целями самолеты могли оснащаться 135-мм неуправляемыми ракетами, а также 100- и 250-кг бомбами.