Страницы истории авиации: Savoia-Marchetti SM.55 – самая необычная летающая лодка из Италии

В 1923 году в Италии начались работы над необычной инновационной летающей лодкой Savoia-Marchetti SM.55. Машина поднялась в воздух в первый раз уже в августе 1924 года. Хотя она была разработана для военных, в свое время наибольшую славу ей принесли рекордные трансатлантические перелеты.

Savoia-Marchetti SM.55
Savoia-Marchetti SM.55

Летающий уродец

Самолет проектировался по необычной для первой половины 1920-х годов схеме, сам факт использования одного крыла был большим шагом вперед по тем временам. Самолет имел два фюзеляжа, которые также служили поплавками. Кабина пилота располагалась в крыле между фюзеляжами.

Силовая установка состояла из двух двигателей, расположенных в противоположных направлениях в гондоле над крыльями. Проект самолета подготовил итальянский инженер Алессандро Маркетти. Размах крыла SM.55 составлял 24 м. Максимальная взлетная масса — 8260 кг.

В 1930-е годы некоторые самолеты оснащались двигателями Isotta-Fraschini Asso 750R мощностью 890 л.с. Они позволяли развивать максимальную скорость 279 км/ч и крейсерскую скорость 233 км/ч. Максимальная дальность полета самолета составляла 4500 км, а дальность полета с полной загрузкой — 2000 км.

Savoia-Marchetti SM.55
Savoia-Marchetti SM.55

Было построено несколько вариантов SM.55, как гражданских, так и военных, а также несколько экспериментальных машин.

SM.55 — базовая версия, построено в количестве 90 экземпляров.

SM.55C – гражданский вариант – 10 экз.

SM.55A — военная версия, оснащенная другими двигателями и вооруженная 4 пулеметами и 2000-кг бомбами или одной торпедой. Было построено 16 машин.

СМ.55М – модифицированный вариант, в котором часть деревянной конструкции заменена на металлическую – 7 экз.

SM.55 Scafo Allargeto — версия с увеличенным фюзеляжем — 32 экз.

SM.55 Scafo Allargatissimo — еще более увеличенная версия — 52 экз.

SM.55X — последняя серийная версия с более мощными двигателями 750R — 25 экз.

Самолеты этого типа использовались итальянской, испанской, румынской (7 машин), бразильской (8 машин) и советской авиацией. До наших дней дожил только один самолет, который можно увидеть в Бразилии.

Рекорды омрачены прогрессом

Летающие лодки SM.55 использовались в основном на маршрутах в Средиземном море и на дальних атлантических маршрутах. Именно перелеты через океан были самыми важными и именно они создали репутацию этих машин. К сожалению, количество машин, пересекающих Атлантику в 1930-е годы, росло так быстро, что рекорды, установленные итальянскими машинами, почти сразу были побиты другими странами.

Первый прототип поднялся в воздух в августе 1924 года. В последующие годы конструкция самолета дорабатывалась и постепенно развивалось серийное производство. В 1926 году один из прототипов Savoia-Marchetti SM.55 установил целых 14 рекордов скорости, потолка, грузоподъемности и дальности полета с грузом.

Savoia-Marchetti SM.55
Savoia-Marchetti SM.55

Большую известность машины получили благодаря групповым перелетам через Атлантику. В 1930 году 12 машин перелетели из Орбетелло, Италия, в Рио-де-Жанейро, Бразилия. В 1933 году 24 самолета совершили перелет через Северную Атлантику. Организатором полетов выступил маршал авиации Италии Итало Бальбо.

В конце 1920-х годов Франческо де Пинедо и Карло дель Прете совершили 4-месячный кругосветный перелет. За время путешествия в воздухе они провели 193 часа, преодолев в общей сложности 48 280 км.

В вооруженных силах эти самолеты использовались до начала второй мировой войны, когда их конструкция устарела. Тем не менее, в Румынии и Испании эти самолеты еще использовались в 1940-х годах.

В 1931 году на базе SM.55 была построена увеличенная летающая лодка Savoia-Marchetti S.66. Самолет отличался от прототипа размерами — размах крыла составлял 33 м, а взлетная масса возросла до 10 950 кг. Самолет был оснащен тремя двигателями Fiat A.24R мощностью 750 л.с. каждый.

Самолеты могли развивать скорость до 264 км/ч и имели дальность полета около 1200 км. Гражданская карьера построенных 24 машин закончилась в 1939 году. Во время войны эти самолеты использовались для спасательных операций.

Итальянское качество

Итальянцы в довоенный период построили немало вполне удачных летающих лодок. Эти машины побывали в разных уголках мира и ценились за хорошие характеристики. Начавшаяся война прервала полосу удач. В последующие годы итальянские летающие лодки уступили место американским и британским разработкам.

Андрей Бочкарев