Страницы истории авиации: справедливо забытый истребитель Northrop XFT

В начале 1930-х годов ВМС США приняли решение, что им нужны новые летные истребители с лучшими характеристиками, чем у существующих машин. Было инициировано несколько проектов, самостоятельно разработанных различными авиастроительными компаниями. Компания Northrop разработала истребитель Northrop XFT. Машина оказалась полным провалом.

Northrop XFT
Northrop XFT

В декабре 1932 года ВМС США поручили компании Boeing разработать новый истребитель под обозначением P-29/XF7B-1. В то же время, под впечатлением от характеристик самолетов Northrop Gamma и Delta, 8 мая 1933 года компания Northrop получила дополнительный заказ на проектирование истребителя под обозначением XFT-1.

Группа разработчиков во главе с Эдом Хайнеманном использовала чертежи самолета Northrop Delta, адаптированные к размеру истребителя. В результате было создано цельнометаллическое шасси с низкорасположенным крылом, получившее обозначение Northrop XFT. Изначально в качестве силовой установки был выбран двигатель Wright R-1510.

Полет опытного образца состоялся 18 декабря 1933 г. или 16 января 1934 г. (вероятно, первая дата – дата полета, а вторая – дата полета в ВМС США). В ходе испытаний было установлено, что машина хоть и обладает высокой скоростью, но имеет плохие пилотажные свойства и склонна к штопору. Кроме того отрицательно оценивалась обзорность из кабины, что было огромным недостатком в случае самолета, действовавшего с палубы авианосца.

Northrop XFT-1
Northrop XFT-1

Самолет подвергся модификации, в ходе которой был установлен более мощный вариант двигателя Р-1510 и усовершенствованы закрылки. Однако это никак не сказалось на пилотажных свойствах. В этой ситуации самолет вернулся в компанию Northrop, которая перепроектировала его, изменив обозначение на XFT-2. На этот раз был установлен более мощный двигатель Pratt & Whitney R-1535, изменено хвостовое оперение.

Испытания самолета в апреле 1936 года показали, что изменения… еще больше ухудшили летные качества. В этой ситуации ВМС США отклонили проект, посчитав его непригодным к эксплуатации. Самолет должен был быть доставлен автомобильным транспортом на завод Northropa в Эль-Сегундо. Однако летчик, ответственный за самолет, не подчинился указаниям и решил достичь цели самостоятельно. К сожалению, 21 июля 1936 года во время полета самолет разбился в горах Аллегейни.

Параллельно с XFT-1/2 компания Northrop разработала версию 3A, отличающуюся убирающимся шасси. Эта машина тоже оказалась неудачной, а единственный построенный прототип был потерян при загадочных обстоятельствах во время полета над Тихим океаном у берегов Калифорнии 30 июля 1935 года.
Интересно, что чертежи самолета были переданы компании Chance Vought Aviation, которая спроектировала на их основе Vought V-141. Эта машина также оказалась неудачной, но позволила получить опыт, необходимый для разработки Vought V-166, который позже стал Voght F4U Corsair.

Андрей Бочкарев