Страницы истории авиации: Thulin E – первый самолет забытой компании AB Thulinverken

В 1914 году Энох Тулин основал в Швеции предприятие AB Thulinverken. Первоначально компания производила лицензионные копии французских и немецких самолетов, но в 1916 году выпустила свой первый собственный самолет — Thulin E.

Thulin E
Thulin E

AB Thulinverken была небольшой авиационностроительной компанией (которая со временем также начала производить автомобили). Ее первый самолет – Thulin A был лицензионной копией французского Bleriot XI. Компания специализировалась на производстве легких учебно-разведывательных самолетов. Благодаря получению лицензий от иностранных компаний, конструкторы AB Thulinverken приобрели опыт, позволивший им в 1916 году спроектировать первый собственный самолет.

Это был Thulin E, двухместный биплан с деревянной конструкцией. Самолет имел длину 6,45 м, размах крыла 11,4 м и снаряженную массу 655 кг. В качестве силовой установки использовался девятицилиндровый двигатель Thulin A мощностью 90 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 110 км/ч и крейсерскую скорость 80 км/ч.

Благодаря легкой конструкции самолет подходил для разведывательных задач. Всего было построено 5, из которых как минимум один был испытан с поплавками.

В итоге машина оказалась не очень удачным проектом и была быстро заменена другим самолетом — Thulin F.A. К сожалению, в 1919 году основатель компании Энох Тулин умер, что заставило его компанию отойти от работы над самолетами в пользу производства автомобилей и автомобильных комплектующих. Было разработано еще несколько проектов самолетов, включая истребители, но ни один из них не получил большей популярности. В конце концов, в 1958 году заводы AB Thulinverken объединились со Svenska AB Bromsregulator, завершив свою деятельность в первоначальном виде.

Енох Тулин — родился 15 сентября 1881 года. В 1908-1912 годах он получил знания в области авиации в Лундском университете. В 1914 году он основал свою компанию AB Thulinverken и стал одним из пионеров шведской авиации. Тулин погиб 14 мая 1919 года, управляя самолетом K3.

Андрей Бочкарев