Страницы истории авиации: Трагическая экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле N-4 Italia

В 1928 году итальянский инженер и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле отправился на борту дирижабля N-4 Italia в свою вторую экспедицию к Северному полюсу. К сожалению, на обратном пути дирижабль  разбился  из-за сложных погодных условий. Половина экипажа погибла, остальные были спасены спустя почти два месяца.

Дирижабль N-4 Italia на Северном полюсе
Дирижабль N-4 Italia на Северном полюсе

Великая экспедиция Умберто Нобиле

Умберто Нобиле совершил свое первое путешествие на дирижабле к Северному полюсу в 1926 году вместе с Руалем Амундсеном. Однако построенный им дирижабль Н-1 совершил лишь перелет над полюсом без посадки. В 1928 году Нобиле решил вновь достичь самой крайней точки Земли.

После успешного полета Н-1 в Италии было разработано еще несколько дирижаблей, самым крупным из которых должен был стать Н-5. Воздушное судно  разрабатывалось специально  для Бенито Муссолини, которого конструктор хотел покатать на борту, среди прочего,  в итальянские колонии. Из-за огромных затрат на строительство проект был отменен, вместо него был построен меньший   Н-4. Это был полукаркасный дирижабль длиной 105 м с водородными баками объемом 18 500 м³. Он был оснащен тремя двигателями Maybach мощностью 750 л.с.

Эта машина привлекла внимание Умберто Нобиле, который безуспешно пытался получить государственное финансирование для экспедиции на Северный полюс. Из-за предполагаемых затрат власти отказались, но Нобиле не сдался и получил средства от частных спонсоров. Благодаря этому он смог арендовать у властей дирижабль и приспособить его для полетов в сложных арктических условиях.

В рамках модернизации  машина получила утепление и отопление гондолы. Также была заменена обшивка,  толщину которой  в критических местах увеличили, а на остальных элементах – уменьшили для облегчения. В результате дирижабль оказался легче меньшего Н-1. После завершения работ, 15 апреля 1928 года, Нобиле  с экипажем из 19 человек отправился с базы в Милане в рейс через Европу, включая Польшу, в Норвегию, а затем к Северному полюсу. Во время полета дирижабль получил название Italia.

Первоначально полет проходил нормально, но над Судетами машина попала в густые облака, сделавшие навигацию невозможной. Благодаря поддержке радиостанций в Катовице удалось вывести машину из облаков. Затем Н-4 достигла Слупска, откуда отправилась в Ню-Олесунн, где должна была располагаться база всей экспедиции.

Italia прибыла в пункт назначения 6 мая. После мелкого ремонта и окончательной подготовки Нобиле решил отправиться на Северный полюс. Всего было запланировано 5 полетов, но первый полет был прерван из-за обледенения, второй носил чисто пробный  характер, и только во время третьего полета дирижабль должен был достичь Северного полюса и высадить экспедицию.

Неудачный полет

Дирижабль покинул Ню-Олесунн 23 мая 1928 года. Через 19 часов Italia достигла пункта назначения. Несмотря на попытку приземления, чтобы высадить экспедицию на льдину, из-за погоды  операция оказалась  невозможной. Через несколько часов Нобиле принял решение вернуться в Ню-Олесунн. Это означало полет против ветра, что значительно увеличивало время в  пути. Рассматривался также полет через  Канаду, но от него отказались по организационным причинам, делавшим невозможным продолжение экспедиции из Канады.

На обратном рейсе 25 мая в 9 часов 25 минут из-за обледенения  перестали работать  рули направления. Затем Нобиле решил подняться над облаками, а затем снизить высоту полета. Это решение оказалось фатальным, так как после нагрева от солнца баков с водородом сработали клапаны, выпускающие его излишки. После спуска на меньшую высоту, где объем газа уменьшился, дирижабль начал терять подъемную силу.

N-4 Italia
N-4 Italia

После 10:30 экипаж заметил, что Italia начинает опускаться на хвост. Несмотря на попытки спасти машину, дирижабль ударился хвостом о лед, в результате чего гондола двигателя оторвалась. Облегченный дирижабль начал подниматься и наклоняться на нос, в результате чего основная гондола ударилась о лед.

В результате удара гондола разбилась. Механик в гондоле двигателя погиб, 9 выживших из основной гондолы были найдены на льду. Остальные 6 членов экипажа находились в неуправляемом и разгруженном дирижабле, который  унесло  ветром. Его обломки так и не были найдены. У выживших был небольшой запас и радиостанция, с помощью  которой они решили наладить связь.

31 мая выжившие решили разделиться. Одна группа должна была остаться там, а другая группа из трех человек — Финн Мальмгрен, Адальберто Мариано и Филиппо Дзаппи — должна была добраться до ближайшего поселения по льду. 3 июня выжившим удалось наладить радиосвязь, благодаря чему к месту крушения были отправлены самолеты с припасами.

18 июня при попытке добраться до выживших норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен и экипаж гидросамолета, на котором он путешествовал, пропал без вести. Его обломки   так и не были найдены. 23 июня шведский  летчик Эйнар Лундборг приземлился возле потерпевшего кораблекрушение лагеря (так называемая Красная палатка) и взял его на борт, несмотря на возражения со стороны Нобиле. Однако во время второго полета его машина разбилась, и пилот присоединился к выжившим. Только 6 июля его спас другой шведский пилот Биргер Шиберг.

12 июля советский ледокол «Красин» нашел Адальберто Мариано и Филиппо Дзаппи. По их словам, Финн Мальмгрен не мог идти дальше из-за обморожения и попросил, чтобы его бросили. Из-за странного состояния обоих выживших и хаотичных объяснений  есть подозрения, что из-за нехватки припасов Мальмгрен стал жертвой каннибализма. Его останки так и не были найдены, и оба выживших отказались обсуждать  происшедшее.

17 июля ледокол «Красин» добрался до Красной палатки и спас оставшихся пятерых участников экспедиции. Несмотря на спасение некоторых участников экспедиции, ее итого были крайне трагичны. Всего погибли восемь участников экспедиции и шесть членов поисковой группы. После расследования в Италии был сделан вывод, что во время экспедиции Нобиле допустил множество ошибок, самой большой из которых был полет против ветра в Ню-Олесунн.  Он был осужден за провал экспедиции.

Андрей Бочкарев