В Евросюзе продолжаются споры вокруг правил использования слотов и предоставления государственной помощи авиакомпаниям

«Если авиакомпании временно не могут использовать свои слоты, они должны вернуть их для последующего распределения среди других перевозчиков. Если авиакомпании решают выполнять пустые или почти пустые рейсы, то это потому, что они так решили, а не потому, что правила ЕС обязывают их летать», —  заявила Арианна Подеста, член Европейской комиссии в ответ на претензии некоторых представителей отрасли и журналистов.

Другим острым вопросом, который задал журналист нашего портала был вопрос о правомочности  предоставлять авиакомпаниям  дополнительную государственную помощь в связи с отменой дальнейших рейсов из-за продолжающейся пандемии.

Арианна Подеста, представитель Европейской комиссии по вопросам конкуренции и Евростата: «В целом, государства-члены должны решить, хотят ли они предоставить государственную помощь, и разработать меры в соответствии с правилами государственной помощи ЕС и целями их политики. Комиссия полностью осознает сложную ситуацию, с которой столкнулся авиационный сектор из-за вспышки коронавируса. Правила государственной помощи ЕС предлагают государствам-членам несколько вариантов поддержки компаний, пострадавших от эпидемии, в том числе работающих в авиационном секторе. В контексте пандемии коронавируса Комиссия приняла Временные рамки государственной помощи, продленные до 30 июня 2022 года, чтобы позволить государствам-членам воспользоваться полной гибкостью, предоставляемой правилами государственной помощи ЕС, в том числе для поддержки компаний, работающих в авиационной отрасли.   Временные рамки дополняют многие другие варианты, уже доступные государствам-членам для смягчения социально-экономических последствий пандемии коронавируса, в соответствии с правилами государственной помощи ЕС и изложенными в сообщении Комиссии от 13 марта 2020 года. Например, государства-члены могут вносить общеприменимые изменения в интересах предприятий (например, отсрочку уплаты налогов или субсидирование краткосрочной работы во всех секторах), которые выходят за рамки правил государственной помощи. Они также могут компенсировать компаниям убытки, понесенные в связи с пандемией коронавируса и непосредственно вызванные ею.

По мнению Арианны Подеста, любая одобренная ЕК государственная помощь  была необходимой и соразмерной для поддержки бизнеса и устранения серьезных потрясений в европейской экономике, вызванных вспышкой коронавируса.

Однако, с точки зрения европейских лоукостеров, многие национальные авиакомпании злоупотребляют государственной помощью, что наносит ущерб добросовестной конкуренции. Например, LOT Polish Airlines за последние 10 лет получала государственную помощь неоднократно.

В ответ на это член Еврокомиссии сделала такое возражение: «22 декабря 2020 года Европейская комиссия одобрила две предложенные меры на общую сумму около 650 миллионов евро для поддержки LOT Polish Airlines в условиях эпидемии коронавируса. Меры утверждены в рамках Временной программы государственной помощи. Как уже упоминалось, разрешение оказать помощь LOT было  запрошено  Польшей и одобрено Комиссией в соответствии с Временными рамками, а не в соответствии с Руководством по спасению и реструктуризации. При оценке совместимости меры с правилами государственной помощи Комиссия не приняла во внимание предыдущую помощь по спасению и реструктуризации, предоставленную LOT в 2013 и 2014 годах».

Vlora Airport
Vlora Airport

Бюджетная авиакомпания Ryanair протестовала против каждой заявки на государственную помощь, направленной государствами-членами в Комиссию. Авиакомпания были больше всего против девяти миллиардов евро для Lufthansa. Европейский суд согласился с Ryanair в одном — в помощи TAP Portugal. В связи с этим у журналистов возник другой вопрос – нанесла ли ущерб   авиационному  рынку ЕС  государственная помощь?

«В целом компания, получающая государственную поддержку, получает преимущество перед конкурентами. По этой причине государственная помощь в принципе запрещена, если она не одобрена Комиссией, которая будет оценивать, перевешивают ли положительные эффекты помощи ее негативные последствия для конкуренции, обеспечивая минимизацию искажений конкуренции и равные условия на внутреннем рынке, в условиях эпидемии коронавируса. Любая государственная помощь, одобренная до сих пор, была необходимой и соразмерной для поддержки европейского бизнеса и устранения серьезных потрясений в европейской экономике, вызванных вспышкой коронавируса, а также для соблюдения гарантий, изложенных во Временных рамках. Эта структура включает ряд важных гарантий, гарантирующих, что помощь не приведет к неправомерным искажениям конкуренции и созданию равных условий на едином рынке. Например, рекапитализация с потенциально более искажающими эффектами, чем другие формы поддержки, возможна только при отсутствии других подходящих решений и при соблюдении четких условий, включая, среди прочего, вхождение государства в акции и последующий выход из соответствующих компаний», — ответила Арианна Подеста.

Какие авиакомпании выгоднее? Национальные перевозчики с господдержкой или лоукостеры без господдержки?

«У нас нет конкретного комментария по этому вопросу. В основном это зависит от   членов, необходимо решить, хотят ли они предоставить государственную помощь, и оценить, включает ли мера государственную помощь, о которой необходимо уведомить Комиссию в соответствии с правилами ЕС. Роль Комиссии заключается в оценке таких мер, чтобы убедиться, что они совместимы с правилами государственной помощи», — ответила Подеста.

Традиционные  авиакомпании, несмотря на получение государственной помощи, борются за выживание. Бюджетные перевозчики не получили поддержки и чувствуют себя лучше. Почему?

«Кажется, это больше комментарий, чем вопрос», — парировала член Еврокомиссии.

Прозвучал и вопрос о рейсах-призраках. Lufthansa  выполнила 18 000 пустых рейсов, чтобы сохранить слоты в крупных аэропортах по всему ЕС. Wizz Air и Ryanair хотят вернуть старое правило о правах на столы. Они хотят использовать слоты в этих аэропортах и ​​предлагать более дешевые билеты. Традиционные перевозчики не хотят, чтобы старый принцип «используй или потеряешь» (80/20) вернулся. Они хотят оставить его  в подвешенном состоянии. Отражает ли это правило честную конкуренцию?

«Цель квоты на слоты ЕС как раз и состоит в том, чтобы гарантировать, что авиакомпании смогут сохранить свои исторические слоты, не совершая пустых рейсов, когда ограничения, связанные с пандемией, не позволяют пассажирам путешествовать. В то же время авиакомпаниям необходимо прилагать усилия для использования пропускной способности аэропортов в интересах конкуренции, на благо потребителей и возможностей  обеспечить сообщение. Если авиакомпании временно не могут использовать свои слоты, они должны вернуть слоты для специального распределения другим авиакомпаниям».

В обычное время компании должны использовать 80 процентов своих  слотов, чтобы сохранить на них право в следующем сезоне. Уже в начале пандемии, когда большинство стран были закрыты, а количество рейсов резко сократилось, Комиссия отказалась от этого требования использовать слоты. Показатели использования слотов снова постепенно увеличивались по мере того, как рейсы из ЕС восстанавливались после кампании вакцинации. В этом зимнем сезоне мы снизили нижний порог использования  слотов с 80  до 50 процентов, что означает, что в настоящее время авиакомпаниям придется использовать всего половину слотов, чтобы сохранить свои права. В декабре прошлого года комиссия приняла решение дополнительно продлить правила по слотам на летний сезон 2022 года — авиакомпаниям придется использовать только 64 проц.  своих слотов для сохранения  прежних прав. Обе ставки обеспечивают разумную скидку по сравнению с данными и прогнозами Евроконтроля о воздушном движении. По данным Евроконтроля, авиаперевозки в текущем зимнем сезоне пока находятся в диапазоне 73-78 процентов от уровня  2019 г., и прогнозируется, что годовой объем авиаперевозок в 2022 г. составит 8 проц.  от уровня 2019 года», — прокомментировала   Арианна Подеста.

Кроме того, облегчение правила о слотах ЕС также включает в себя очень важный предохранительный клапан в виде «законного исключения неиспользования», которое можно использовать в дополнение к уже сниженному коэффициенту использования слота. В рамках этого исключения «форс-мажор» авиакомпании могут попросить координатора слотов не использовать слоты, если авиакомпании не могут обслуживать маршрут из-за строгих санитарных мер, препятствующих провозу пассажиров. И это законное исключение в отношении недоиспользования, и сниженный процент использования слотов были широко приняты заинтересованными сторонами. Они защищают доступ к слотам, но также гарантируют, что пропускная способность аэропорта используется в интересах путешественников, поддерживая при этом внутреннюю и глобальную связь в Европе.

«Это работало очень хорошо в течение почти двух лет, обеспечивая необходимую поддержку, которая предотвращала экономически и экологически вредные полеты, выполняемые исключительно с целью сохранения слотов. Если авиакомпании решают выполнять пустые или почти пустые рейсы, то это потому, что они так решили, а не потому, что правила ЕС обязывают их летать», — добавила член Еврокомиссии.

Андрей Бочкарев