Страницы истории авиации: Transavia PL-12 Airtruk – самолет постапокалипсиса

При просмотре культового фильма “Безумный Макс под куполом грома” внимание привлекают не только постапокалиптические автомобили, но и причудливый самолет, идеально соответствующий атмосфере фильма и совершенно несопоставимый по внешнему виду с настоящими самолетами. Эта неуклюжая конструкция на самом деле представляет собой слегка переработанный сельскохозяйственный самолет Transavia PL-12 Airtruk. В 1950-х годах в Новой Зеландии,  по мере послевоенного возврата экономики на  мирные рельсы, возникла потребность в новых сельскохозяйственных самолетах, которые заменили бы конструкции, ранее использовавшиеся и построенные в 20-х и 30-х годах. Луиджи Пелларини решил решить эту проблему, спроектировав специализированный сельскохозяйственный самолет, который был бы дешевым в эксплуатации, а также отвечал всем ожиданиям фермеров с точки зрения функциональности.

Kingsford Smith PL.7
Kingsford Smith PL.7

Первым летательным аппаратом, построенным Пелларини, был Kingsford Smith PL.7. Этот самолет можно охарактеризовать как один из самых странных из когда-либо созданных. Биплан имел короткий бочкообразный фюзеляж, в котором размещались кабина пилота, двигатель и бак для  химикатов и удобрений, а также характерное оперение на двух балках. Длина машины составляла 7,47 м, а размах крыла – 12,2 м. Силовой установкой служил двигателем Armstrong Siddeley Cheetach X мощностью 400 л.с., а максимальная скорость достигала 180 км/ч. Был создан один прототип, который впервые поднялся в воздух 21 сентября 1956 года и использовался конструктором для накопления опыта.

Bennett Airtruck
Bennett Airtruck

Следующим шагом стало создание более продуманного и изысканного самолета Bennett Airtruck. Для постройки машины Пелларини использовал детали списанных с вооружения North American Harvard. Прототип совершил полет 2 августа 1960 года, но разбился в 1963 году. В 1965 году был создан второй прототип, который, к сожалению, разделил участь своего предшественника через несколько дней после начала эксплуатационных полетов в феврале 1967 года.

Bennett Airtruck имел длину 7,8 м и размах крыла 14,63 м. Максимальный взлетный вес составлял 3266 кг, а в качестве силовой установки использовался двигатель Pratt & Whitney R-1340 мощностью 550 л.с. Максимальная скорость уже составляла 264 км/ч, крейсерская скорость – 200 км / ч.

Что отличало Airtruck, так это его фюзеляж, в котором, в зависимости от конфигурации, размещался химический бак или 5 пассажиров. Хвостовое оперение состояло из двух не связанных между собой частей.  Такое решение обеспечивало доступ к задней части фюзеляжа, что упрощало загрузку бака.

Несмотря на довольно печальную судьбу Airtrucks, Пелларини не сдался и начал сотрудничество с австралийской компанией Transavia Corporation. Вместе с инженерами этой компании он разработал еще один самолет, лишенный недостатков своих предшественников – Transavia PL-12 Airtruk. Машина имела длину 6,4 м, размах крыла 11,98 м и максимальную взлетную массу 1855 кг. Силовая установка в базовой версии представляла собой шестицилиндровый двигатель Rolls-Royce Continental IO-520-D мощностью 300 л.с. Максимальная скорость достигала 191 км/ч, крейсерская – 176 км/ч.

В целом Airtruk напоминал Airtruck, но был меньше. Полет прототипа состоялся 22 апреля 1965 года, а сертификат на эксплуатацию самолета был выдан 10 февраля 1966 года. PL-12 пошел в серийное производство, которое длилось до 1988 года. За это время было создано около 120 машин в нескольких вариантах, различающихся двигателями и деталями конструкции.

Благодаря своей конструкции PL-12 были полезными машинами и, что удивительно, хорошо себя чувствовали в воздухе. Высоко расположенная кабина обеспечивала отличный обзор, а пространство под кабиной также могла использоваться для перевозки пассажиров или раненых. Из-за того, что эти самолеты создавались как типовые рабочие машины, до наших дней сохранилось лишь несколько экземпляров, которые попали в музеи Австралии, Новой Зеландии и Испании. Не исключено, что один годный к полетам самолет находится в Сербии, а еще три – в Австралии.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM