Страницы истории авиации: Ту-141 – советский реактивный БПЛА

На основе опыта эксплуатации разведывательных беспилотников Ту-123 в 1974 году в СССР была разработана еще одна машина этого типа – Туполев Ту-141 «Стриж». Беспилотные летательные аппараты этого типа использовались в СССР до 1989 года, но в 2014 году несколько хранящихся машин были возвращены на вооружение ВСУ.

БПЛА Ту-141
БПЛА Ту-141

Туполев Ту-141 был развитием более ранних разработок, но был намного меньше Ту-123. «Стриж» имел длину 14,3 м при размахе крыльев 3,8 м. Силовой установкой служил двигатель Туманского КР-17A, обеспечивающий максимальную скорость 1100 км/ч, крейсерскую скорость 1000 км/ч и дальность полета 1000 км. Оборудование машины состояло из многочисленных приборов наблюдения — фотоаппаратов, фото- и инфракрасных камер, радаров и датчиков.

По предположениям, беспилотный летательный аппарат должен был действовать в прифронтовой полосе, заменив традиционные самолеты-разведчики. После выполнения задания машина должна была возвращаться на свою территорию и приземлиться с помощью парашюта. Главным конструктором, ответственным за создание машины, был Г. М. Хофбауэр. Первый полет машины состоялся в 1974 году, а в 1979 году Ту-141 поступил на вооружение. Было выпущено около 152 машин, большая часть которых была выведена из эксплуатации в 1989 году. Несколько осталось в резерве, в основном на Украине.

С началом боевых действий на востоке Украины в 2014 году потребность в специализированных разведывательных машинах заставила украинцев вернуть в пользование несколько машин, модернизировав их технику и адаптировав под современные нужды. Объем работ до конца не известен.

Подробной информации об использовании Ту-141 Украиной также нет, но то, что они находятся в эксплуатации, точно подтвердилось 8 марта 2022 года, когда одна из таких машин потерпела крушение на Украине. Через два дня, 10 марта, в… Загребе, Хорватия, разбился еще один Ту-141. Вероятно, это был украинский Ту-141, который по какой-то причине вышел из-под контроля. Украинцы отрицали, что это их машина, но известно, что кроме них ими больше никто не пользуется. Обломки были осмотрены, и выяснилось, что на борту не было разведывательного оборудования. Однако были обнаружены следы взрывчатых веществ, что позволяет предположить, что беспилотник был переделан в какой-то вид оружия. Интересен факт, как Ту-141 незаметно долетал до Хорватии, тем более что над территорией Румынии, Венгрии и Польши работало столько разведывательных машин.

Андрей Бочкарев