fbpx

Хотя работы над тяжелым истребителем Arsenal VB 10 начались в январе 1937 года, прототип был завершен только 7 июля 1945-го. Что интересно, работы над самолетом продолжались на протяжении всей войны, даже во время оккупации.

Arsenal VG 10
Arsenal VG 10

Рост напряженности в Европе во второй половине 1930-х годов привел к тому, что командование французских ВВС решило приступить к работе над новым тяжелым истребителем. Согласно предположениям, самолет должен был иметь очень оригинальную конструкцию, с двумя двигателями в фюзеляже, вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами (один спереди и один за кабиной).

Контракт на разработку истребителя был заключен с Arsenal de l’Aéronautique в январе 1937 года. Коллектив конструкторов возглавляли Мишель Вернисс и Роберт Бади. Первоначально самолет, получивший обозначение Arsenal VG 10, должен был быть деревянным, а его силовая установка должна была состоять из двух двигателей Hispano-Suiza 12X мощностью 590 л.с. Однако вскоре выяснилось, что такая силовая установка не обеспечивает должной производительности, и работы над машиной были приостановлены.

В июне началась работа над улучшенной версией, получившей обозначение VG 20, которая должна была оснащаться двигателями Hispano-Suiza 12Y мощностью 900 л.с. В январе 1938 года проектирование снова было остановлено, но полученный опыт был использован в работе над другим цельнометаллическим истребителем VB 10. Работы над машиной начались с опозданием в 1940 году, а в мае был размещен заказ на 40 самолетов, которые так и не были построены.

Оккупация Франции не остановила работы, так как они медленно продолжались при правлении Виши. Благодаря этому вскоре после окончания Второй мировой войны, 7 июля 1945 года, был испытан первый опытный образец тяжелого истребителя. Машина имела длину 13 м, размах крыла 15,5 м, а ее максимальная масса составляла 9,5 тонны. Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых двигателей Hispano-Suiza 12Zars (15 и 16) мощностью по 1150 л.с. каждый с двумя винтами встречного вращения. Максимальная скорость самолета достигала – 700 км/ч, дальность полета – 1700 км (общая дальность 2600 км). Вооружение самолета могло состоять из 4 20-мм пушек и 6 12,7-мм пулеметов.

Arsenal VB 10
Arsenal VB 10

Хотя Arsenal VB 10 был построен в начале эры реактивных самолетов, 22 декабря 1945 года командование ВВС заказало 200 самолетов. 21 сентября 1946 года поднялся в воздух второй прототип, а 3 ноября 1947 года — первый серийный образец. Однако в начале 1948 года второй прототип разбился, и вскоре та же участь постигла одну из серийных машин. Из-за стоимости программы и самолетов, аварий и доступности дешевых истребителей из военных запасов США и Великобритании французы сначала решили ограничить заказ до 50 экземпляров, а затем отказались от него полностью. К тому времени было построено 4 серийных машины (плюс два опытных образца).

Arsenal VB 10, хотя и пережил Вторую мировую войну, уступил место реактивным самолетам с лучшими характеристиками и в целом более простой конструкцией, поскольку два двигателя в фюзеляже и винты встречного вращения требовали гораздо большего обслуживания и ремонта.

Андрей Бочкарев