Страницы истории авиации: забытый бомбардировщик Stearman XA-21

Название компании  Stearman Aircraft ассоциируется прежде всего с учебным бипланом Boeing Stearman PT-17 (Model 75). Однако одним из менее известных самолетов, созданных на заводах копании, был цельнометаллический бомбардировщик-моноплан Stearman XA-21. Однако в серийное производство он не поступил.

Stearman XA-21
Stearman XA-21

В 1938 году USAAC объявила конкурс на новый легкий бомбардировщик (штурмовик). Задание предполагало строительство двухмоторного, цельнометаллического бомбардировщика с дальностью полета 2000 км и крейсерской скоростью 320 км/ч, способного нести бомбовую нагрузку 550 кг. В конкурсе участвовали четыре компании — Douglas с Douglas Model 7B (позже Douglas A-20 Havoc), Martin с Martin 167 (позже Martin Maryland), North American с NA-40 и Stearman с XA-21 (внутреннее обозначение X -100).

Конструкция  Stearman Aircraft была очень новаторской для компании, поскольку это был ее первый цельнометаллический моноплан. В ходе разработки самолета заводы перешли в собственность концерна Boeing, но это не повлияло на реализацию проекта или название машины, которая получила обозначение Stearman XA-21.

Stearman XA-21_1
Stearman XA-21 in flight. (U.S. Air Force photo)

Самолет впервые поднялся в воздух в 1939 году и в апреле был передан USAAC для оценки. XA-21 имел длину 16,2 м, размах крыла 19,8 м, а его взлетная масса составляла 8269 кг. Он был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney R-2180-7 мощностью по 1440 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 414 км/ч, крейсерскую скорость 322 км/ч, с запасом хода до 2400 км. Вооружение состояло из 9 7,62-мм пулеметов и бомбовой нагрузки 1200 кг. Экипаж состоял из 3 человек.

В ходе испытаний военные летчики-испытатели раскритиковали полностью застекленную носовую часть машины, посчитав ее неудобным и обеспечивающим… слишком малый обзор вперед (sic!). После этого ХА-21 вернули на завод, где его носовую часть переделали на более традиционную. В ходе дальнейших испытаний выяснилось, что машина имеет худшие характеристики из испытанных самолетов, поэтому ее забраковали, а саму программу закрыли, решив заказать Douglas А-20. Во многом XA-21 напоминал более поздние бомбардировщики North American B-25 Mitchell, которые строились на основе опыта испытаний прототипа NA-40.

Андрей Бочкарев