fbpx

В конце 1950-х годов США начали концептуальные работы над самолетом с вертикальным взлетом и коротким взлетом и посадкой (V/STOL), который должен был быть более вместительным, чем вертолеты. Так был создан LTV XC-142. Несмотря на относительно удачные попытки, машина так и не вошла в эксплуатацию, а через несколько лет проект был закрыт.

LTV XC-142
LTV XC-142

Идея создания самолета с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, который имел бы гораздо лучшие характеристики, чем вертолеты, появилась в США в 1959 году. До января 1961 года между всеми соединениями американских вооруженных сил проводились консультации, в результате которых к такой машине были выработаны общие требования. Программой должно было управлять Бюро военно-морского вооружения. В конечном итоге контракт на создание пяти прототипов такой машины был предложен консорциуму Ling-Temco-Vought (LTV).

Созданное им воздушное судно получило обозначение LTV XC-142. Выкатка состоялась 29 сентября 1964 года, первое зависание – 29 декабря 1964 года, а первый переход от горизонтального полета к вертикальному – 11 января 1965 года. В ходе испытаний выявились конструктивные дефекты, связанные с шестернями и системой управления углом атаки крыла, но они не носили характера, препятствующего продолжению работ по проекту.
Однако в ходе испытаний ВМС США отказались от проекта, осознав, что машина потребует слишком хорошо подготовленных посадочных площадок и что ее использование на сложной местности будет затруднено. Это также означало, что требования к машине изменились.

LTV XC-142 на палубе авианосца
LTV XC-142 на палубе авианосца

Возможность отказа от систем, необходимых для работы с палубы авианосца, немного облегчила дальнейшую работу над прототипами, а сама машина могла получить лучшие характеристики благодаря более упрощенной конструкции. Испытания ВВС США продолжались до 1966 года, и, хотя они имели положительные результаты, развитие вертолетов привело к тому, что дальнейшие работы по проекту XC-142 были окончательно свернуты (хотя незадолго до его завершения рассматривался заказ на серийный демонстратор, обозначенный как C-142B).

Один уцелевший прототип был передан НАСА, которое испытывало его с мая 1966 года по май 1970 года. После испытаний машина была передана Национальному музею ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон, где находится и по сей день.

LTV XC-142 имел длину 17,7 м при размахе крыла 20,57 м. Максимальный взлетный вес на коротком взлете составлял 20 185 кг. Он был оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями General Electric T64-GE-1 мощностью 2850 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 694 км/ч и крейсерскую скорость 463 км/ч. Дальность действия составляла 370-760 км в зависимости от нагрузки, максимальная – 6100 км. Машина могла брать на борт 3600 кг груза или 32 полностью экипированных солдат или 24 раненых на носилках с 4 фельдшерами.

Андрей Бочкарев