F-35 без оружия и офсета

Супер-истребитель F-35 – разоблачение пропаганды

Русскоязычные СМИ на прошлой неделе заполнились саркастическими материалами по поводу покупки Польшей новейших истребителей 5-го поколения F-35. По утверждению желтых источников массовой информации, Польша якобы купила самолеты без вооружений. При этом они ссылаются на слова журналиста Збигнева Лентовича.

F-35 без оружия и офсета
F-35

Специалисты нашего портала проводят мониторинг практически всех сделок, совершаемых в авиационной отрасли и могут легко опровергнуть слухи. На самом деле возмущение польских промышленников и журналистов вызвало то, что самолеты куплены без офсетного соглашения. То есть, польская промышленность не будет участвовать в производстве этих самолетов. И тому есть причины — когда распределялись роли, Польша не была заинтересована в покупке таких самолетов. Т.е. просто опоздала. Ниже краткое содержание сообщений из польской прессы и выдержки из бесед нашего корреспондента с польскими специалистами.

Покупка самолетов стоимостью 4,5 миллиарда долларов, крупнейшая инвестиция с момента покупки F-16 для польских ВВС, польской промышленности не принесет пользы.
В польско-американском «контракте века», подписанном в конце января в Демблине, министерство национальной обороны подтвердит покупку 32 самолетов F-35A стоимостью 87 млн долл США за единицу, однако контракт не предусматривает передачу части технологий.

Кроме поставки восьми летных тренажеров, пакет логистических услуг включает в себя поставку запасных частей, ИТ-систему для управления работой супер-истребителя и оборудование, необходимое для постоянного наземного обслуживания машин Lightning II. Контракт потребует от производителя Lightning – концерна Lockheed Martin как лидера международного консорциума по совместной программе Joint Strike Fighter – обеспечить «полную техническую поддержку для самолетов и другого оборудования к 2030 году».

Эта загадочная формула означает, что контракт не предусматривает вовлечения отечественной промышленности даже для несложных услуг по техническому обслуживанию, таких как ремонт покрытий, покрывающих воздушное судно, и обеспечение эффекта скрытности, то есть ограниченного обнаружения “невидимых” машин вражескими радарами. Об этом позаботится производитель.

Американцы предлагают, чтобы сервис, особенно поставка запасных частей для F-35, основывался на глобальной системе технической поддержки, уже созданной при участии других европейских клиентов F-35 из НАТО, которой уже охвачены первые пользователи супер-истребителя.

Польша, которая должна быстро заменить устаревшие постсоветские самолеты в военно-воздушных силах, покупает Lightning у США, когда Турция выбыла из очереди на F-35 (наказана Вашингтоном за заказ российских систем ПВО С-400 в России). Лица, принимающие решения из Министерства национальной обороны, выразили надежду, что, по крайней мере, некоторые из задач в рамках сотрудничества по JSF, ранее выполнявшиеся на Босфоре, могут быть выполняться в Польше. Однако на самом деле не было никаких шансов.
«Турция угрожает использовать суды для защиты своих интересов в соглашениях JSF», – сообщает нам военный источник.

По словам Бартоша Гловацкого, эксперта журнала «Skrzydlata Polska», тот факт, что заказ F-35 не принесет новейшие технологии в авиационную отрасль, также неудивителен.
«США обычно не предоставляют лучших решений для иностранных клиентов», – говорит он.

Тем более, что производство самолетов 5-го поколения последнего поколения уже давно распределяется среди участников программных партнеров JSF. Это страны, которые заключили специальное соглашение и давно вступили в цепочку промышленной кооперации. Список включает Великобританию, Италию, Нидерланды, Австралию, Данию, Канаду, Норвегию и, конечно, Турция. Позже к программе также присоединились Израиль, Япония и Южная Корея. Тогда Польша не выразила заинтересованости.

«Гигантские расходы на самолеты 5-го поколения должны были быть компенсированы в польской экономике», – призвал проф. Павел Сорока, координатор Польского индустриального лобби, объединяющего военных специалистов и инженеров.

Разочарование в связи с отсутствием инвестиций не скрывает Павел Янас, глава Федерации специальных отраслевых профсоюзов. «Для оборонной промышленности офсет является единственным способом получить американские технологии, которые обычно находятся вне досягаемости», – говорит он.

Не секрет, однако, что компенсация, выгодная отечественным компаниям с точки зрения Вооруженных сил, только порождает осложнения в переговорах и дополнительные расходы, которые значительно увеличивают цену заказанного оружия.

Военные Польши, с которыми беседовал корреспондент нашего портала, утверждают, что отказ от своих инвестиционных ожиданий при окончательном урегулировании сделки сэкономил для американских оборонных компаний около 1 миллиарда долларов.

Однако стоит отметить, что адаптация военной инфраструктуры в Польше к F-35 к тому, чтобы в полной мере воспользоваться боевыми возможностями супер-самолета, которая в будущем должна стать летным командным и разведывательным центром, дополнительно обойдется бюджету, по самым скромным оценкам, от 0,7 до 1,5 млрд злотых.

Андрей Бочкарев