Типы пожарной сигнализации частных самолетов

Пожарная сигнализация на борту частного самолета, как и всякая пожарная сигнализация, служит указателем начавшегося возгорания в определенном месте. Какая же часть самолета является более всего опасной в пожарном отношении? Большую опасность в смысле пожара на самолете представляет мотор и прилегающие к нему детали, патрубки, где обычно и устанавливаются контакты пожарной сигнализации.

Типы пожарной сигнализации

Существующую пожарную сигнализацию на частном самолете можно разделить на два типа. Один тип пожарной сигнализации — это однопроводная система. Сущность ее заключается в том, что один провод подводится к контакту, а другим проводом (обратным) служит корпус контакта, который обычно соединен электрически с корпусом самолета, если самолет металлический. Достоинства этой системы — в меньшем весе проводов и изолирующего материала, в меньшем количестве приборов, разъемных коробок и более простой конструкции самого контакта; недостатки — в неудобстве применения на воздушных суднах с элементами из дерева или пластика.

Второй тип — это двухпроводная система сигнализации, когда к зажимам контакта подводятся два провода. Достоинства этой системы — возможность применения ее на любом самолете и большая надежность в работе; недостатки — в большем весе всей проводки приборов и сложности конструкции самого контакта.

– Однопроводная сигнализация

Переходя к описанию работы однопроводной сигнализации, познакомимся с приборами, применяемыми в этой системе.

Контакт-извещатель состоит из металлического корпуса с навернутой на него эбонитовой крышкой, в которой закреплен контакт. С другой стороны корпуса укреплена распорка. С этой стороны в корпусе имеется отверстие, в котором двигается металлический стержень, снабженный на одном конце головкой. Другой конец стержня имеет пропил для закрепления тонкой пластинки из целлюлоида. На стержень внутри корпуса надета пружина, которая притягивает головку стержня к радиоконтакту. Надетая с одной стороны на стержень, а с другой — на крючок распорки, целлюлоидная пластинка заставляет головку стержня приподнимать и сжимать пружину. На корпусе контакта-извещателя также имеется фланец, с помощью которого он крепится к патрубку. Затем имеется щиток с сигнальными лампами, который состоит из эбонитовой или гетинаксовой панели толщиной 3 мм. На этой панели крепятся два патрона для сигнализации.

Щиток сигнальных ламп на одномоторных частных самолетах обычно устанавливается на доске приборов пилота, в многомоторных же самолетах — на доске приборов механика.
Питается сигнализация от аккумуляторной батареи. У каждого мотора обычно устанавливаются два контакта-извещателя, соединенные параллельно, причем количество сигнальных ламп устанавливается по числу моторов. Лампы дают красный цвет.

Познакомившись с приборами, перейдем к рассмотрению принципиальной схемы и к принципу действия сигнализации для самолета с двумя моторами. Ток по проводам от плюса источника попадает в сигнальные лампы и дальше идет по проводу к извещателю. Пока цела целлулоидная пластинка, контакт извещателя отсоединен от стержня и ток дальше пройти не может. Корпус источника тока через корпус частного самолета соединен с корпусом контакта.

При начавшемся пожаре пластинка из целлулоида мгновенно сгорает и освобождает стержень, который под действием пружины упирается в контакт и тем самым замыкает электроцепь, вследствие чего загорается сигнальная лампа. Загоревшаяся лампа укажет место начавшегося пожара, и своевременно могут быть приняты соответствующие противопожарные меры.

 

– Двухпроводная пожарная сигнализация частного самолета

Приступая к описанию действия двухпроводной сигнализации, опишем сначала приборы.
Контакт пожарной сигнализации является переделанным патроном Свана типа «Миньон», который применяется для освещения частных самолетов. Верхняя часть корпуса патрона снята и заменена трубкой.

В верхней части трубки закреплена втулка из эбонита. К этой втулке прикреплен упор с помощью развальцованной трубки, проходящей через втулку. Внутри трубки двигается такой же, как и в пожарном контакте однопроводной системы, стержень. С помощью пружины между головкой стержня и втулкой можно замыкать контакт патрона. На крючок упора и в пропил стержня вставляется также пластинка из тонкого целлулоида.
Щиток сигнальных ламп применяется как для двухпроводной сигнализации, так и для однопроводной. Щиток состоит из панели пертинакса или гетинакса толщиной 4 мм. На панели расположены одна против другой пружины; количество таких парных пружин берется по числу сигнальных ламп. Пружины на панели закреплены сквозными болтами, служащими в то же время для скрепления проводов. Между пружинами вставляется коммутаторная лампа.

Пружины соединены между собой, и к ним подводится питание от источника тока. На пружины надета пластинка, закрепленная на двух болтах между панелью и самой пластинкой. На болты надеты трубки, чтобы пластинка не опускалась. Между лампами имеются перегородки, чтобы свет от одной лампы не мог попасть в окошечко другой. Вся схема закрывается крышкой из алюминия. В крышке против каждой лампы сделаны окошечки, закрываемые с внутренней стороны крышки, приклепанной пластинкой из целлулоида, окрашенной в красный цвет. Крышка крепится на двух болтах. Щиток на доске приборов частного самолета крепится четырьмя болтами.

Кроме описанного контакта для двухпроводной сигнализации есть еще одна конструкция, отличающаяся от описанной лишь тем, что пластинка здесь круглая с зубчиками и крепится несколько иначе.

В оборудовании пожарной сигнализации четырехмоторного самолета ток от плюса источника поступает в сигнальные лампы к шине, соединяющей все пружины, и через лампы и другие зажимы поступает в один из зажимов контакта. К другому зажиму контакта ток подводится от минуса источника.

При возникновении пожара сгорает пластинка из целлулоида, стержень под действием пружины замыкает два зажима и дает току возможность пройти через лампы, лампы загораются и указывают на возникший пожар в определенном месте.

Ольга Шошина