Традиционные авиакомпании учатся зарабатывать у лоукостеров

Европейские авиакомпании конкурируют со своими конкурентами на рынке лоукостеров. Их бизнес-модель постепенно меняется – у бюджетных авиакомпаний традиционные перевозчики учатся зарабатывать на надбавках, которые улучшают комфорт пассажирам, путешествующим по воздуху.
Недавний анализ экспертов компании Cofrance Sarl показывает, что европейские операторы значительно превосходят своих глобальных конкурентов по продажам дополнительных услуг. Наиболее важными из них являются: сборы за зарегистрированный багаж, выбор места в самолете, покупка еды и напитков на борту, привилегии ранней посадки и доступ к развлечениям на борту.

Дополнительные услуги набирают популярность

Согласно отчету, в 2019 году авиакомпании Европы и России заработали 31,5 миллиарда долларов дохода от дополнительных услуг, что показывает увеличение на 122 процента по сравнению с 2015 годом. Авиакомпании в Азиатско-Тихоокеанском регионе заняли второе место, заработав 21,1 млрд долларов от продажи аналогичных услуг, достигнув лучшего роста с 2015 года — на 158 процентов.

Североамериканские авиалинии заняли третье место с 14,8 млрд долларов. дополнительного дохода с одного билета. Они также показали самый медленный рост в мире в этом классе доходов, с 38-процентным ростом по сравнению с 2015 годом. В свою очередь, перевозчики из Африки (включая Ближний Восток) и Латинской Америки заработали наименьшую сумму – 5 и 3,2 миллиарда долларов США соответственно, но зафиксировали более высокий темп рост этого класса доходов по сравнению с 2015 годом (147 и 112 проц. соответственно).

“Скорость, с которой дополнительный доход изменил отрасль авиаперевозок, была захватывающей”, – комментируют наши аналитики. “Операторы, для которых приоритетом является широкий спектр услуг и высочайшее качество обслуживания клиентов, значительно увеличивают свои шансы на получение хорошей прибыли. Принятие сложной стратегии получения дополнительных доходов должно теперь рассматриваться как необходимый шаг для всех авиакомпаний, которые хотят оставаться на вершине, поскольку мы вступаем в новое десятилетие”, – добавляют они.

Традиционным европейским авиакомпаниям пришлось изменить свою стратегию продаж, чтобы иметь возможность конкурировать с дешевыми перевозчиками, которые, судя по количеству пассажиров, перевозимых каждый год, и огромному выбору направлений, являются серьезной конкуренцией. Однако анализ предполагает, что отсутствие такой же острой конкуренции, как в Европе, может объяснить другую стратегию среди перевозчиков в Северной Америке.

Американские авиакомпании редко бывают бюджетными

У Канады и США самая низкая доля бюджетных перевозчиков на рынке (всего 9,8 процента), что отражается в доминировании четырех основных авиакомпаний: American Airlines, Delta, Southwest и United. Прибыль авиакомпаний  обусловлена ​​тем, что они предлагают базовые экономические тарифы (без зарегистрированного багажа, без предварительного распределения мест и последней посадки в качестве эффективного способа повышения ценового преимущества на международных маршрутах.

Доходы от продажи дополнительных услуг в Северной Америке составляют всего 6,2 процента операционных доходов авиакомпаний. Для сравнения, в Европе этот показатель составляет 11,8 процента. Однако традиционные европейские авиакомпании часто не могут конкурировать с низкобюджетными, особенно когда они основаны на их популярных и ценных программах лояльности. Air France/KLM позволяет участникам программы лояльности накапливать мили при покупке билета, включая питание премиум-класса, посадочные места и сборы за провоз багажа.

Андрей Бочкарев