Turkish Aerospace Industries представил свой новый вертолет T625

Turkish Aerospace Industries (TAI) представила прототип вертолета среднего размера T625, разработанного собственными силами. Воздушное судно является частью проекта, начатого в 2014 году Анкарой, целью которого является замена флота из вертолетов Bell Helicopter UH-1H Huey, эксплуатируемых турецкими вооруженными силами.


Интересно, что в проектировании T625 турков поддерживал концерн Sikorsky, в свою очередь Leonardo, в кооперации с которым в Турции создавался T129, не имеет никакого отношения к TAI в этой программе. Поставщиком авионики является турецкий Aselsan, а шасси, основной трансмиссии, несущего ротора и других компонентов системы передачи – также отечественный производитель Alp Aviation. Все эти компании уже участвовали в проекте TUHP (Турецкая утилитарная вертолетная программа) – T-70, разработанном на базе S-70i Black Hawk.

Максимальный взлетный вес T625 составляет 6050 кг. Длина вертолета с вращающимся несущим ротором составляет 15,87 м, а высота – 3,87 м. Диаметр 5-лопастного ротора составляет 13,2 м. Внутри T625 предусмотрено размещение 2 пилотов и 12 пассажиров. Фюзеляж включает топливные баки, содержащие 1020 кг керосина и багажное отделение объемом 1,1 м3.

Окончательная сборка первого прототипа T625 началась в июле 2016 года. В качестве силового агрегата используются два двигателя LHTEC T800-4A, выпускаемых компанией Light Helicopter Turbine Engine Company (совместное предприятие Honeywell и Rolls-Royce) мощностью 1024 кВт каждый, что позволит воздушному судну развивать максимальную скорость в 306 км/ч. Эти двигатели также используются в другом турецком ударном вертолете T129 ATAK. В конечном итоге T625 будет оснащаться двигателями, разработанными турецкой компанией TUSAS Engine Industries (TEI).

Новый турецкий вертолет должен работать на максимальной высоте 6096 м. Расчетная дальность полета со стандартными топливными баками составляет более 740 км, а продолжительность – почти 4 часа. Установка дополнительного топливного бака емкостью 280 литров позволит увеличить время полета до 5 часов.

Облет прототипа T625 запланирован на 6 сентября этого года. Через шесть месяцев после этого в воздух поднимутся еще 2 предсейрийных экземпляра. Винтокрылая машина также должен быть доступна в гражданской версии. TAI займется производством, испытаниями и квалификационными тестами T625 для турецкого рынка. Для вертолетов, предназначенных для экспорта, планируется получение Сертификата Типа от Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), который согласно текущим планам должен быть предоставлен до 2020 года, после выдачи аналогичного документа авиационными властями Турции. Серийное производство начнется в 2021 году

T625 является следующим шагом на пути развития авиационной промышленности Турции, стремящейся стать независимой от поставок авиатехники из-за рубежа. Несомненно, у производителя не будет проблем с получением заказов на военную версию (для транспортных миссий, боевого спасения и медицинской эвакуации) от местных вооруженных сил и правоохранительных служб. Рассчитывать на успех гражданском секторе рынка, где он будет предлагаться, среди прочих для задач транспортировки людей на морские нефтегазодобывающие платформы и для перевозки VIP-клиентов, может быть сложно, поскольку в той же категории предлагаются две другие конструкции, производимые крупными игроками – Airbus Helicopters H160 и Leonardo AW139. С другой стороны военная версия имеет все шансы вытеснить подобные российские вертолеты с таких рынков как Азербайджан, Пакистан, Бангладеш.

Андрей Бочкарев