Турция ищет новых поставщиков двигателей для ударного вертолета T129 ATAK

Турбулентность на международной политической арене и распад старых альянсов могут оказать неожиданное влияние на польскую оборонную промышленность. Turkish Aircraft Industries (TAI) ищет двигатели для тридцати T129 ATAK, заказанных Пакистаном.
В «нормальных» условиях силовой установкой двухмоторного ударного вертолета должен был стать CTS800-A4 мощностью 1361 л.с., производимый компанией Light Helicopter Turbine Engine Company (LHTEC), которая является совместным предприятием британского концерна Rolls-Royce и американского Honeywell.

T129 ATAK производится в Турции в модернизированном варианте по лицензии итальянской A129 Mangusta. Выбранный в 2007 году в качестве основного штурмового вертолета для турецкой армии А129 в соответствии с заключенным соглашением Т129 может быть экспортироваться в третьи страны. Турция воспользовалась этой возможностью и подписала свой крупнейший контракт на продажу военной техники. Пакистан заплатит ей 1,5 миллиарда долларов за обновление своего флота ударных вертолетов.

Однако слишком независимая и часто противостоящая воле Вашингтона политика Анкары и Исламабада привела союзников США не только трениям, но и к тому что они стали конкурентами в регионе. В таких условиях британско-американские двигатели не могут устанавливаться на турецких вертолетах, эксплуатирующихся в пакистанской армии.

Столкнувшись с проблемой, турецкие производители в 2015 году заинтересовались сотрудничеством с украинской военной промышленностью. Ничего из этого не вышло. Теперь на Босфоре предстоит рассмотреть вопрос о приобретении двигателей с Сены или Вислы.

Что касается Франции, то, вероятно, речь идет о двигателях от Safran Helicopter Engines (известных ранее под названием Turbomeca), производимых для вертолетов со взлетным весом, близким к T129 (до пяти тонн). Safran может предложить два двигателя мощностью, аналогичной T800, или около 1300 лошадиных сил.

В случае с Польшей это еще проще. Единственным кандидатом может быть двигатель PZL-10W, производимый Pratt & Whitney Rzeszów и используемый в PZL W-3 Sokół.

За и против

Есть несколько аргументов, по которым этот вариант рассматривается турками более пристально. Польским двигателем оснащается вертолет Sokół, который тяжелее, чем T129 ATAK примерно на полторы тонны. Однако двигатель должен прежде пройти испытания в Гималаях на высоте 4270 метров, во взаимодействии с другой трансмиссией и другими лопастями.

Что является самым сильным преимуществом PZL-10W в этом случае, так это тот факт, что турки после интеграции этого привода со своими машинами получат серьезное преимущество в тендере на 32 вертолета, которые польская армия планирует приобрести в рамках программы Kruk.

Следует, однако, отметить, что заводы Pratt & Whitney в Жешове в настоящее время находятся в процессе передачи контроля польской Группе по вооружениям. Будут ли польские политические элиты, стремящиеся построить постоянную базу армии США на польской территории, готовы поддержать турок, которые укрепляют связи с Москвой, что вызывает раздражение в США и Североатлантическом альянсе?

Скоро мы это увидим, но возможность продать тридцать двигателей в ближайшие месяцы и, возможно, следующие в случае победы T129 в тендере заманчива не только для авиационного завода в Жешове.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM