Goodbye, Роснефть, Goodbye! На смену нефти приходит говяжий жир

Исследователи, изучающие возможность внедрения новых возобновляемых видов авиационного топлива, в настоящее время работают над керосином, полученным из животных жиров.

Разработка альтернатив применяемому в настоящее время авиационному топливу, полученному путем переработки сырой нефти, является одним из мер, с помощью которых авиационная отрасль пытается снизить эксплуатационные расходы, а также выбросы парниковых газов в атмосферу. Эта задача особенно важна, поскольку согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), пассажиропоток удвоится к 2035 году, следовательно, уровень выбросов парниковых газов, производимых отраслью, также удвоится, если положение дел не изменится. В настоящее время в мировом масштабе авиация несет ответственность за 2 процента от общего уровня выбросов парниковых газов в атмосферу, что является причиной, по который отрасль пытается снизить свое отризательное влияние.

Новое применение жиров?

Одним из компонентов альтернативного авиационного топлива, которому лаборатории в настоящее время уделяют внимание, является животный жир, в частности, жир, полученный при переработке говядины, называемый говяжьим жиром. В отличие от других животных жиров, таких как свиное сало, жир сегодня не так широко используется приготовления пищи (до 1990-х годов его часто использовали для жарки, но на волне отказа от употребления насыщенных жиров от него постепенно отказались). Однако на протяжении веков он широко использовался в производстве светильников и сальных свечей, в косметике, для ухода за кожей или для обслуживания механического оборудования и оружия. Нельзя исключать, что движение реактивных самолетов будет добавлено к использованию говяжьего жира в ближайшее время.

Больше “вегетарианского” топлива

Но вегетарианцы могут вздохнуть свободно – им не скоро придется столкнуться с дилеммой путешествовать или нет по воздуху на самолете, заправленном животным жиром, поскольку это – не единственный компонентом, из которого авиационная отрасль намерено получать авиационное топливо. В сентябре этого года авиакомпания United Airlines совершила рейс из Сан-Франциско в Цюрих, заправив топливный бак на 70 процентов традиционным керосином, а на 30 процентов – биотопливом, полученным из абиссинской горчицы. Месяц спустя авиакомпания Virgin Atlantic осуществила первый в мире коммерческий рейс авиалайнером, который был частично заправлен спиртом. Один из стартапов создал процесс ферментации, заменяющий микробы в отходах от производства биотоплива из балканского йогурта. Последним событием в области альтернативных видов топлива является сотрудничество Delta Refinery с биотехнологической компанией Agilyx – оба предприятия договорились, что будут производить возобновляемое авиационное топливо из использованных пластиков.

От идеи до промышленного производства

Одной из первых компаний, которые превратили говяжий жир в биотопливо, стала компания AltAir Paramount LLC. Завод также получал топливо из куриного жира и конопли. «Я приобрел закрытый нефтеперерабатывающий завод, который ранее производил нефтепродукты, от каучука до дизельного топлива, и превратил его в установку для получения топлива для реактивных двигателей», – говорит Джейсон Айнтаби, президент Vandewater Capital Holdings и бывший мажоритарный акционер AltAir Fuels, которому принадлежит завод в Paramount.

Компания AltAir Fuels с 2011 года сотрудничал с министерством обороны США, перерабатывая жир в авиационное топливо. В марте этого года AltAir Fuels была куплена компанией World Energy LLC, одним из основных поставщиков биотоплива в Северной Америке. После слияния обе компании имеют производственную мощность до одного миллиарда литров топлива в год.

Потенциальные преимущества для перевозчиков

Приобретение топлива из возобновляемых источников позволит авиакомпаниям стать независимыми или, по крайней мере, ограничить влияние колебаний цен на рынке нефти. Дополнительное преимущество биотоплива заключается в том, что оно выделяет меньше парниковых газов, чем традиционные виды топлива. Это чрезвычайно важно, поскольку с нового года перевозчики должны будут следить за масштабами выбросов и сообщать о них соответствующим контрольным органам.

Рыночные стимулы в сочетании с будущими более строгими требованиями к контролю уже дают результаты. К июню этого года более 130 000 коммерческих рейсов по всему миру были заправлены смесью видов топлива и биотоплива, сообщает IATA. Более того, такие авиакомпании, как JetBlue Airways, Cathay Pacific Airways и United, объявили о своих планах по снижению уровня выбросов парниковых газов до уровня середины 2005 года. Это соответствует целям для всей отрасли, определенным Ассоциацией.

Андрей Бочкарев