Аэропорт "Борисполь" поставил новый рекорд

Украинские авиадиспетчеры готовятся к возобновлению воздушного движения над страной

Хотя украинские органы управления воздушным пространством в настоящее время работают в военном режиме, разработка планов послевоенного восстановления продолжается. Возвращение к нормальному функционированию должно быть возможно в течение 4-6 недель после окончания военных действий.
“Сегодня самая большая проблема — сохранить профессиональные навыки диспетчеров, которые бездействуют из-за закрытия воздушного пространства”, — заявил глава украинского агентства управления воздушным движением “Украэрорух” Андрий Ярмак. Лишний кот задержал вылет самолёта из Киева на 2 часаКак сообщил Ярмак, процедуры для гражданской авиации на время ожидаемой войны с Россией были подготовлены в Украине с момента аннексии Крыма Россией в феврале-марте 2014 года. “Мы консультировались с Евроконтролем, EASA и Федеральным авиационным агентством США”, — сообщил Ярмак. Сотрудники “Украэрорух” обучались этому направлению на ежемесячных встречах, организованных совместно с УГАА (Украинская государственная авиационная администрация). Последнее такое обучение персонала было проведено в январе этого года.

Несколько месяцев без доходов

Программа предполагала возможность изоляции отдельных участков воздушного пространства и защиты их от возможных боевых действий против гражданской авиации. По специальному сигналу все гражданские рейсы должны были быть немедленно приостановлены для обеспечения безопасности их пассажиров. “Мы также создали специальные ячейки, в задачу которых входило поддержание работы важнейших систем связи, навигации и наблюдения, перешедших в режим простоя после вторжения”, — продолжил Ярмак.

Российское вторжение поставило перед украинской авиадиспетчерской службой три основных вызова. Во-первых, это финансы: доходы “Украэрорух” на 99 проц. состоят из сборов за навигационные услуги. Второй проблемой был персонал. “С началом войны трудовые договоры примерно с 70 процентов наших сотрудников были приостановлены. Некоторые из них были мобилизованы в армию”, — сообщил глава “Украэрорух”. Это повлекло за собой третье негативное явление – эксплуатационные трудности: на плечи оставшихся 30 проц. сотрудников, зарплату которых пришлось снизить, легла обязанность по эксплуатации системы управления воздушным движением, связи, навигации и контроля, контроля использование воздушного пространства, контакты с зарубежными коллегами, а также выполнение административных задач, материально-техническое обеспечение и медицинское обслуживание, в основном для военных.

“Украэрорух” внедрил антикризисные меры. “Мы ограничили все затраты до необходимого минимума. Мы вступили в переговоры с контрагентами и кредиторами о реструктуризации платежей. Мы также обращаемся за помощью к государству”, — сказал Ярмак. Евроконтроль намерен создать специальный фонд солидарности для Украины и Молдовы, чтобы помочь им пережить самые трудные времена. Все государства-члены должны внести свой вклад. Устав Фонда находится на утверждении.

Возможность практиковаться

30 мая УГАА утвердила план реконструкции управления воздушным пространством, подготовленный в марте. “В первую очередь необходимо реконструировать аэронавигационные службы. Сейчас мы говорим об этом плане и помогаем Евроконтролю в его реализации. Наши партнеры делают все возможное, чтобы помочь нам в этом”, — подчеркнул глава “Украэрорух”.

Наиболее важной частью плана является обучение авиадиспетчеров и продление их лицензий. -“Именно сотрудники являются важнейшим капиталом каждого органа управляющего воздушным пространством”, — отметил Ярмак. На данный момент “Украэрорух” добилась для них в связи с чрезвычайной ситуацией освобождения от обязанности выполнять требования авиации общего назначения. “Мы должны сохранить их лицензии в силе, но этому мешает отсутствие практики закрытия воздушного пространства над Украиной. Мы думаем, как преодолеть это препятствие. Мы проводим онлайн-тренировки и на тренажерах. Мы организуем языковые курсы и курсы медицинской сертификации”, – перечислил предпринятые действия Ярмак. Однако в связи с войной агентство старается не собирать слишком много диспетчеров в одном месте и в одно время: важнейшие обязанности, связанные с управлением воздушным пространством, выполняются вахтовым методом.

Мы возобновим контроль вскоре после войны

В начале войны большая часть управления воздушным движением и инфраструктуры аэропорта подверглась бомбардировкам. Планируется и его реконструкция. “У нас есть поддержка Евроконтроля и других отраслевых организаций. Мы организовали рабочую группу при поддержке Еврокомиссии”, — сказал Ярмак. На данный момент команда подсчитывает печальные цифры ущерба.

“Украэрорух” должен быть готов к возобновлению операций в течение 4-6 недель после окончания войны. “Мы благодарны Польше и остальному цивилизованному миру за их поддержку во время войны”, — подчеркнул представитель украинской администрации по управлению воздушным пространством.

Андрей Бочкарев