Умопомрачительные: самые необычные самолеты в истории авиации

За время существования авиации было изобретено немало самолетов, которые выглядели, мягко говоря, странно, да еще и выполняли необычные роли. Приведем самые интересные примеры и расскажем, для чего они создавались.

Надувной

Да, было и такое, и  Goodyear Inflatoplane отнюдь не являлся игрушкой. Его создали в 1956 году для спасательных целей. Планировалось, что воздушное судно будет «вытаскивать» солдат из окружения, которые «достанут» его чуть ли не из кармана, надуют и улетят к немалому изумлению врага.

Но реализация была менее эффектна, чем замысел. Авиастроитель предложил модель, которая напоминала воздушный шар с двигателем. Впрочем, он имел и крылья, и хвост, но они были выполнены из ткани. Всё, что в фюзеляже не было нитками, было дирижаблем, и летал он по такому же принципу. Маскировался самолет отлично, его можно было держать в коробке, которая вмещалась в багажник. Он снабжался насосом для накачивания.

И все бы хорошо, но вальяжная скорость 89 км/ч не впечатлила солдат. Спасаться на тихоходе, равно, как и нападать на противника или разведывать вражеские территории никто не захотел. В итоге надувной самолет так и канул в Лету.

Летающая бочка

И это был не Карлсон, а изобретение 1932 года итальянца Луиджи Стипа – Stipa-Caproni. Его прозвали бочонком за необычную форму. Двигатель и деревянный пропеллер были помещены в цилиндр, фюзеляж  стал толстым, будто летающая пышка, а крылья – укороченными до минимума.

Но, несмотря на внешнюю неуклюжесть, самолет показал резвые результаты. Никто не ожидал, что мотор в 120 л.с. достигнет скорости 130 км/ч. Поражало не это, а то, что воздушное судно показало сверхъестественную стабильность и выносливость. Таким образом стало понятно, что конструкцию можно применять и при строении крупных авиалайнеров. Но гениальная идея не впечатлила правительство, они хотели, чтобы самолеты летали намного быстрее. Так и забыли про «порхающего толстячка».

Ассиметричный

Blohm & Voss BV 141 был создан в 1937 году для разведывательных целей. Уникальным его делала ассиметрия и разделение на две секции, которые соединялись одним крылом. В первом корпусе был двигатель, во втором – салон, а кабина располагалась на крыле. Необычный дизайн впечатлил власти, но, главное, что он стал отличным пунктом наблюдения, то есть выполнял предназначение на сто процентов. Было даже заказано 500 единиц, но в итоге авиастроительный завод разбомбили, и производство было остановлено. Позже оно не возобновилось: предпочли пользоваться более привычными версиями.

Деревянный здоровяк

Еще одна уникальная модель – Hughes H4 Hercules – получила жизнь в 1942 году для перевозки грузов через океан. За его создание взялся американец миллиардер Говард Хьюз, обещая, что воздушное судно решит все возникшие в период Второй мировой войны проблемы, связанные с авиасообщением в Европу.

По его прогнозам это должен был быть самый огромный самолет в истории авиации. Но был нюанс: использовать металл запретили, так как он оставался в дефиците во время войны. Это авиамагната не остановило, и он сделал летающего гиганта из дерева. Правда, производство затянулось, и модель создали лишь в 1947 году, когда она потеряла актуальность.

Из-за промедления, которое было смерти подобно, над Хьюзом стали смеяться, а детище производителя назвали «елочкой», хотя на самом деле его делали из березы. По этой ли  или  какой-то другой причине результат разочаровал всех. При тестовом полете воздушное судно поднялось на 21 метр, проследовало полтора километра и спланировало в воду. На этом жизнь гиганта, который по размером был сопоставим с современным Airbus A380, завершилась.

Блинчик с пропеллерами

Летающим блином прозвали Vought V-173 / XF5U-1, созданный в 1942 году в США. Идея была проста: для военных целей требовался компактный самолет вертикального взлета, который мог бы садиться на палубу авианосца. Воздушное судно должно было стать боевым и атаковать подводные лодки.

С такими задачами и был связан необычный дизайн. Самолет решили сделать без крыльев, без хвоста и носа. В итоге получился тот самый «летающий блин», оборудованный двумя пропеллерами. Главная цель была достигнута: воздушное судно могло неторопливо взлетать и приземляться без разбега. Его стабильность и надежность вызвала восторг.

Разработки продолжались, планировалось, что самолет достигнет скорости 683 км/ч. Но возникла проблема: из-за странного дизайна колебания от двигателя были слишком высоки, и подобные вибрации могли стать причиной крушения воздушного судна. Пока проблему решали, война закончилось, и устрашающий «блин» стал неактуален.

Межгалактический неудачник

Весьма амбициозные цели поставили военные США, насмотревшись фильмов про инопланетян. Они решили, что пора покорять галактику, и нужно создать собственную летающую тарелку. Для начала потребовалось, чтобы воздушное судно поднималось хотя бы на 30 километров, развивало сверхзвуковую скорость, было маневренным и тщательно контролируемым с земли.

Эти непростые задачи должен был выполнить проект Avro VZ9 Avrocar. Видимо, от перенапряжения и избыточной ответственности работоспособная с виду компания выдала такой «шедевр», который заслуженно можно назвать позором нации. «Летающая тарелка» смогла подняться лишь на 1 метр и достичь скорости 55 км/ч. Пилот подвергался пыткам, поскольку в него летели камни, песок и пыль с земли, а лобовое стекло отсутствовало, видимо, для межгалактических перелетов его сочли лишним. Правительство лишь вздохнуло, увидев, во что превратились десять миллионов долларов, отпущенные на разработку. От гениального проекта решили отказаться.

Карлик-гоблин

Создание XF-85 Goblin происходило во время войны, и идея заключалась в следующем. Нужно было сделать истребители – паразиты, которые «сидели» бы во время полета внутри крупного бомбардировщика, далее отрывались от него, благополучно поражали противника, а затем спокойно возвращались в «родное лоно».

Воплотить смелый проект решили в США, и создали самолет в виде яйца скромного размера, чуть превышающего 4 метра. Гоблина снабдили пулеметами, поскольку больше туда ничего не помещалось. Испытания принесли разочарование. Отделился малютка без проблем, но вот вернуться не смог и в итоге сел на воду, а пилот лишь чудом остался жив.

Тихий советский мамонт

Это детище СССР было создано в период Холодной войны. Его назвали экраноплан «Лунь», и впечатляет он всем, а в первую очередь размерами. Вес судна составил 350 тонн, при этом оно было не то, чтобы воздушным – не то, чтобы морским.

Лунь-класс MD-160 создавался, чтобы летать над водой, обнаруживать вражеские морские и воздушные суда, перевозить людей и корабли, а при необходимости – пускать в ход залп нешуточных ракет. Он поднимался всего на пять метров, но разогнаться мог до 500 км/ч. Проект оказался удачным, эксплуатировали его 13 лет, но он стал единственным в своем роде.

Несмотря на внушительные размеры, «мамонт» оказался незаметным. Он ускользал от радаров противников и мог предательски выпустить ракеты, прежде чем враг мог опомниться.

Сверху летающее чудовище, оказалось очень даже заметным, а значит, и уязвимым. Собственно, боевые задачи ему выполнить так и не пришлось, но он исправно патрулировал воды до развала СССР. Сегодня он находится на базе Каспийска,  планируется передать его в музей.

Деловая авиация AVIAV TM