Авиация времен Второй мировой войны: Handley Page Hampden – летающий чемодан

Поступивший на вооружение в конце 1930-х годов, Handley Page Hampden был одним из трех основных британских средних бомбардировщиков, стоявших на вооружении к началу Второй мировой войны. Другими были Vickers Wellington и Armstrong Whitworth Whitley. Из-за отсутствия модернизационного потенциала Hampden был снят с эксплуатации еще в 1943 году.

Handley Page Hampden 
Handley Page Hampden 

В начале 1930-х годов в ВВС Великобритании началась технологическая трансформация. Развитие авиационной техники привело к созданию все новых и новых конструкций самолетов, которые должны были быть приняты на вооружение в середине или в конце десятилетия. В 1932 году Министерство авиации выпустило спецификацию B.9/32 на новый дневной двухмоторный средний бомбардировщик с высокой крейсерской скоростью.

Над машиной начали работать все крупные британские предприятия. В итоге было создано несколько машин, которые после доработки и адаптации к следующим новы м спецификациям были введены в эксплуатацию. Среди них были бомбардировщики Vickers Wellington и Armstrong Whitworth Whitley.
Основываясь на вышеупомянутой спецификации,  компания  Handley Page  начала работу над самолетом, получвшим обозначение  HP.52. Главными конструкторами были Густав Лахманн и Джордж Фолькерт. Они сконструировали нетипичный для тех лет самолет  конструкции типа “монокол”. Машина была первым бомбардировщиком с убирающимся шасси, имела узкий фюзеляж с длинным оперением и двойным вертикальным стабилизатором.

В конструкции сохранились элементы оборудования более ранних самолетов, и предполагалось установить на носу башню от Boulton Paul P.75 Overstrand, но в итоге это оказалось невозможным из-за слишком узкого фюзеляжа. Полет прототипа состоялся 21 июня 1936 года под управлением Дж. Л. Х. Б. Кордеса. Двухлетние испытания показали, что самолет соответствует ожиданиям RAF, имеет хорошие характеристики и прост в управлении. Поэтому в 1938 году началось его серийное производство под названием Handley Page Hampden.

Производство и эксплуатация

Handley Page Hampden 
Handley Page Hampden 

С самого начала производство Hampden осуществлялось параллельно на нескольких заводах, поскольку заводы Handley Page не имели достаточных производственных мощностей. Бомбардировщики производились на заводе English Electric, а затем и на канадском Associated Aircraft. До 1941 года было выпущено 1430 экземпляров в одной основной версии и одной модификации (некоторые машины были перестроены под эту версию). Кроме того, несколько примеров были использованы для тестирования других конфигураций оборудования.

Hampden имел длину 16,3 метра, размах крыла 21 метр и максимальную взлетную массу 10,2 тонны. Он был оснащен двумя девятицилиндровыми двигателями Bristol Pegasus XVIII мощностью 1000 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 398 км/ч, крейсерскую скорость 332 км/ч и дальность полета 2770 км при бомбовой нагрузке 910 кг. Вооружение состояло из трех одиночных пулеметов, установленных по одному в хвосте, над хвостом и в передней части, и одного пулемета, стационарно установленного в корпусе и стреляющего вперед. В течение года эксплуатации в нижнюю и верхнюю крепления устанавливались сдвоенные пулеметы. В бомбовом отсеке находились бомбы массой 1800 кг или одна 457-мм воздушная торпеда (в этой ситуации, однако, во время полета бомбовый люк не закрывался полностью). Экипаж состоял из 4 человек – летчик, штурман-бомбардир, наводчик-радист и стрелок.

Бомбардировщики были оценены экипажами положительно, в основном за простоту управления и характеристики, но критиковались за их тесный интерьер (разработанный для уменьшения сопротивления воздуха в полете). По этой причине экипажи часто называли эти машины “летающими чемоданами”. В начале Второй мировой войны это был один из основных британских средних бомбардировщиков. Поэтому их использовали для нападения на цели в Германии и для сброса листовок.

Однако во время этих вылетов Hampden несли большие потери, поэтому было принято первое решение о модернизации – в нижней и верхней башенках были установлены двойные пулеметы, а затем они были переведены на ночные задачи. Когда и модернизированные версии стали  нести большие потери, некоторые из бомбардировщиков были переделаны в бомбардировщики-торпедоносцы и использовались для прикрытия вод вокруг Великобритании.

В конце концов, в 1943 году все бомбардировщики Handley Page Hampden были списаны и их заменили более новыми и более приспособленными машинами. Основная причина заключалась в полной невозможности модернизации Hampden из-за слишком узкого фюзеляжа. К тому времени эти бомбардировщики совершили 16 154 боевых вылета, из них 12 429 – ночью, а 3261 полет – сбрасывание морских мин у берегов Германии. В среднем с одной машины за каждый налет сбрасывалось 705 кг бомб. Во время этих вылетов было потеряно 713 машин, 1077 членов экипажа погибли и 739 пропали без вести.

По имеющимся данным, 108 машин были сбиты немецкой противовоздушной обороной, 263 разбились из-за повреждений, 214 были потеряны при неизвестных обстоятельствах и 128 были сбиты Люфтваффе (в том числе 92 ночью).

Кроме  ВВС  Великобритании, Hampden использовались в ВВС Австралии, Канады, Новой Зеландии и СССР (в 1942 г. в Россию поступило около 20 машин, но были быстро потеряны или выведены из-за низкой боевой ценности). Некоторые польские летчики в Великобритании, в основном штурманы и бортовые стрелки, обучались в Hampden. Еще до Второй мировой войны Швеция заинтересовалась покупкой и лицензионным производством Hampden, но в итоге в этой стране остался только один самолет, который некоторое время использовался.

Резюме

Handley Page Hampden 
Handley Page Hampden 

Handley Page Hampden был современным и неплохим средним бомбардировщиком, спроектированным незадолго до начала Второй мировой войны. К сожалению, конструкторы ошиблись при проектировании небольшого и плотного оборудованного фюзеляжа, что помешало дальнейшему развитию конструкции.
Из-за отсутствия модернизационного потенциала Hampden быстро устарел. Самым большим их недостатком было плохое оборонительное вооружение, а позже и плохие характеристики в отношении разработки авиационного оружия.

Несколько машин этого типа сохранились до наших времен и находятся в музеях. Некоторые представляют собой сборки из нескольких машин. Кроме того, в музе много фрагментов фюзеляжей и крыльев Hampden. Ни один образец не пригоден к полетам и не подлежит восстановлению.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM