Диспетчеры в Барселоне грозят забастовкой в начале летнего сезона

Управление воздушным движением в Европе планируется передать частным компаниям

В июне во время Всемирного конгресса по организации воздушного движения министр транспорта Ракель Санчес объявила о планах нанять в испанское аэронавигационное агентство Enaire к концу года еще 137 диспетчеров. Как обстоят дела у испанцев с организацией воздушного движения?

Аэропорт Мадрида
Аэропорт Мадрида

По данным Евроконтроля, в 2021 году испанские диспетчеры обслужили и 1,2 млн рейсов, до пандемии в 2019 году — 2,2 млн рейсов. Однако трафик после пандемии быстро восстанавливается — в июне 2022 года он достиг — 91 процента от уровня 2019 года.

Рекрутинг даже во время пандемии

В испанской Enaire работает 4005 сотрудников, из которых 2083 (более 50 проц.) — авиадиспетчеры. Enaire не приостанавливала процесс найма во время пандемии, хотя набор новых сотрудников неизбежно замедлился. После неспокойного периода несколько лет назад, когда по Испании прокатился конфликт между диспетчерами и властями, были введены элементы либерализации рынка.

Процесс обучения авиадиспетчеров в Испании не зависит от центрального агентства. Обучение проводят пять сертифицированных подразделений. По окончании курса обучаемый получает лицензию на управление диспетчерской вышкой, подходом и зональным движением. Более того, конкуренция в Испании существует и в сфере оказания навигационных услуг. Башнями в небольших аэропортах, в т.ч. в Аликанте, Валенсии и Ибице управляет Ferronats, на Канарских островах, в Мадриде — Cuatro Vientos, а в Севилье — Saerco. Enaire занимается только некоторыми операциями в крупнейших аэропортах, в т.ч. в Барселоне и Барахас в Мадриде.

Будет ли рынок навигационных услуг либерализован?

Кажется, что в мире, где доминируют национальные диспетчеры воздушного пространства, сложно конкурировать, но предположения национальных авиаперевозчиков были схожими, а затем жестко опровергнуты бюджетными авиакомпаниями. В 2001 году прекратила свою деятельность бельгийская Sabena, в 2002 году — Swissair, а в 2012 году — венгерская Malev. Если бы не государственная помощь, еще несколько авиакомпаний присоединились бы к этому списку.

Однако в результате трансформации стоимость билетов снизилась, увеличилось количество пассажиров и доступных сообщений, что привело к буму в сфере авиаперевозок. Ожидает ли аналогичная участь национальных перевозчиков национальные учреждения управления воздушным пространством?

Международный совет аэропортов Европы утверждает, что либерализация рынка навигационных услуг позволяет снизить их стоимость и улучшить качество, на которое в случае национальных операторов они повлиять не могут. Аэропорты и перевозчики, а значит, и пассажиры, могут выиграть от более пунктуальных рейсов, более низких навигационных сборов и меньшего стресса во время отпуска.

Андрей Бочкарев