Увольняемым из авиакомпаний придется заплатить за обучение

Qatar Airways, как и большинство авиакомпаний мира, испытывает затруднения из-за пандемии Covid-19. Она сокращает расходы и занятость. Тем не менее, перевозчик  находится в лучшей ситуации, так как в Катаре нет профсоюзов, а большинство работников — иностранцы, работающие по контракту.
Qatar Airways установила рекорд продолжительности перелетаВ начале мая руководство Qatar объявило о необходимости «значительного» сокращения расходов. В настоящее время авиакомпания подвергается критике за то, как она это делает, в частности, при сокращении бортпроводников. Однако неизвестно, сколько людей в конечном итоге потеряет свои рабочие места и какую компенсацию получат уволенные. Наши эксперты предполагают, что будут уволены около 5000 человек. Поскольку Qatar Airways, как Emirates и Etihad, в качестве летного персонала нанимает в основном иностранцев, авиакомпания дополнительно предоставляет увольняемым работникам жилье, суточные и питание до открытия границ в странах их происхождения.

Так что на бумаге все выглядит не более драматично, чем на европейских авиалиниях, где тысячи работников авиационной отрасли теряют работу. На практике у сотрудников, покидающих Qatar Airways, могут быть неприятные сюрпризы.

В прошлый понедельник один из уволенных пилотов показал нашему корреспонденту письмо из отдела кадров, в котором ей сообщили о прекращении контракта. В этом письме от 7 мая работодатель гарантирует, что она получит вознаграждение за последнюю неделю работы, и в то же время требует выплаты в размере 162 354 тысяч долларов за обучение. Эта сумма кажется шокирующей, но, по неофициальной информации перевозчика, уволенный пилот, проработавший в Катаре более 6 лет, не смог завершить 2-летнюю подготовку и не прошел все тесты, которые дали бы ей право пилотировать самолет. Таким образом, кажется, что компания решила избавиться от работника, который не отвечал ее требованиям.

Интересно, однако, что уволенная пилот Джавахар Аль-Хаиль — гражданка Катара и она попросила эмира разобраться лично в ее ситуации, тем более что во время интервью в отделе кадров ее не уведомляли о причинах, по которым могут уволить из компании. Джавахар Аль-Хаиль начала работать в Qatar Airways в 2013 году, когда в качестве стажера она проходила обучение по специальной программе, целью которой было заменить иностранных сотрудников местными жителями. Аль-Хаиль окончила Катарский авиационный колледж в 2017 году и продолжила работать в авиакомпании. Однако в соответствии с политикой Qatar Airways завершение обучения и пребывания в компании не обязательно означает, что расходы на обучение погашены. Обычно, однако, компания не просит денег, пока работник работает, и через некоторое время, согласованный обеими сторонами, эта сумма списывается. Однако, когда человека увольняют, даже не по его вине, Qatar требует возмещения.

Для иностранцев, у которых нет права на апелляцию, такое развитие событий крайне тревожно, поскольку, кроме прочено, что они не имеют права покидать Катар, пока не выполнят свои обязательства перед компанией. Джавахар Аль-Хаиль также не разрешается покидать страну, пока она полностью не погасит задолженность перед своим работодателем. В противном случае она окажется в тюрьме. Если только эмир не спасет ее.

При увольнении бортпроводников применяются другие критерии. Первыми потерявшими работу, стали стюардессы, которые подписали трудовые договоры не более 6 месяцев назад, и те, которых закрытие границ застало за пределами Катара. Вторая группа — это члены бортового экипажа, которые проработали в компании более 15 лет. Казалось бы, такие критерии выглядят, по крайней мере, странно, но руководство явно думает об увольнении самых дешевых сотрудников при одновременно омоложении экипажа.

Стоит вспомнить заявление президента Qatar Airways Акбара аль-Бейкера, который в июле 2017 года хвастался, что в его авиакомпании средний возраст стюардесс, занятых на борту самолета, составляет не более 26 лет. «Средний возраст сотрудников нашей наших бортовых экипажей составляет 26 лет, поэтому нет смысла летать этими гнилыми американскими авиакомпаниями. Вы же знаете, что там вас обслуживают американские бабушки», — сказал Аль-Бейкер во время Международной ассоциации воздушного транспорта в Дублине, чем вызвал огромный скандал в отрасли и среди пассажирок.

Андрей Бочкарев