В 2021 году авиакомпании потеряют 201 млрд долларов

Авиационная отрасль постепенно восстанавливает свои позиции, но на пути к выходу из кризиса существует множество угроз. Чтобы избежать их, согласно последнему отчету IATA об экономическом состоянии авиационной отрасли в мире: потребуется дополнительная помощь со стороны государств и международных организаций. Рост грузопотока не может компенсировать резкое падение спроса на пассажирские перевозки, особенно международные перевозки. Кампания вакцинации против COVID-19 также будет иметь большое значение.

Пандемия COVID-19 и ограничения, введенные для ее сдерживания только в этом году, по оценкам, приведут к чистым убыткам в размере 51,8 миллиарда долларов. Это меньше, чем убытки, понесенные в 2020 году (137,7 миллиарда долларов), но выше, чем ожидаемые в апреле  (47,7 миллиарда долларов). В 2022 году, по прогнозам экспертов IATA, мировая авиация потеряет еще 11,6 миллиарда долларов.

Уровень пассажиропотока как в 90-е

Другие данные также, хотя и указывают на постепенное улучшение ситуации, не могут внушать излишнего оптимизма. Ожидается, что в этом году спрос на авиаперевозки составит лишь 40 проц. от уровня 2019 года. В 2022 году результат должен быть лучше более чем на 20 процентных пунктов (61 проц.). Ожидаемое количество пассажиров в мире составляет 2,3 миллиарда в этом году и 3,4 миллиарда в следующем году (для сравнения: 4,5 миллиарда человек использовали самолеты за последний полный год перед пандемией). Согласно прогнозам, внутренний рынок авиаперевозок, который в следующем году должен достичь 93 проц.  докризисных результатов, будет восстанавливаться быстрее, чем международные рейсы (44 проц.  от значений 2019 года),  в  большей степени подверженные введенным в отдельных странах и различающимися объемами и характером  ограничений.

Предложение должно расти быстрее, чем спрос. В этом году, по мнению авторов отчета, он достигнет 50 проц. от значения 2019 года. В результате средняя загруженность самолетов составит 67,1 проц. В последний раз, за исключением периода пандемии,  этот показатель был настолько низким в 1994 году. Ожидается, что в следующем году он будет немного лучше (предложение – 67 проц., наполнение – 75,1 проц.). В 2019 году в среднем кресла в самолетах были заняты 82,6 проц.

В грузопотоке, по мнению авторов отчета, будут наблюдаться разные тенденции. В 2021 году объем перевозок должен быть на 7,9 проц. больше, чем в 2019 году. В 2022 году авиация должна перевезти грузов на 13,2 проц. больше, чем 3 года назад.

Чем больше вакцинированных людей, тем меньше ограничений

Эксперты организации подчеркивают, что значение пандемического кризиса для авиации превосходит любой предыдущий опыт.  «Чтобы выжить, перевозчикам пришлось резко сократить расходы [в 2021 году на 34 проц.  по сравнению с 2019 годом] и адаптироваться к обстоятельствам, используя любую представившуюся возможность», — говорит генеральный директор IATA Уилли Уолш.  «Самая глубокая точка кризиса уже позади. Пока остаются серьезные проблемы, выход из них уже виден. Авиационная отрасль в очередной раз продемонстрировала свою стойкость», — добавил он.

IATA призывает освободить людей, вакцинированных от COVID-19, от всех ограничений на поездки. Уолш призывает правительства отдельных стран координировать свои усилия в этом направлении, добавляя, что открытие вариантов международных поездок с учетом вакцинации может помочь увеличить охват вакцинацией, тем самым укрепив коллективный иммунитет и остановив дальнейшие волны пандемии. «Государственные органы должны сотрудничать друг с другом и делать все, что в их силах, чтобы обеспечить доступ к вакцинам для всех», – подчеркнул он.

Долги и цены на топливо снова растут

Генеральный директор IATA напоминает, что авиация обеспечивает 11,3 миллиона рабочих мест во всем мире, а тесно связанная с этим индустрия туризма увеличивает валовой внутренний продукт отдельных стран в общей сложности на 3,5 триллиона долларов. «Несмотря на устойчивость отрасли и ее ресурсы, масштаб кризиса требует решений, которые могут предоставить только правительства», — подчеркивает Уолш. Без государственной финансовой поддержки,  национальной или международной,  многие перевозчики обанкротились бы. Однако значительная часть помощи (всего около 110 млрд долларов США) была предоставлена ​​в виде возвратных кредитов. В сочетании с коммерческими займами это приводит к тому, что мировая авиация имеет большие долги.  «Мы не ожидаем милостыни, а только поддержки заработной платы, которая может потребоваться для некоторых линий, пока не будут сняты ограничения на международные поездки. В 2022 году по-прежнему будет потребность в упрощении процедур регулирования, например, связанных с замораживанием слотов», — говорит он.

Выручка в 2021 году увеличится на 26,7 проц.  по сравнению с 2020 годом (до 472 млрд долларов США, аналогично показателю 2009 года), а в 2022 году – еще на 39,3 проц. (до 658 млрд долларов США), как и в 2011 году. Если прогнозы IATA верны, рекордная величина будет достигнута за счет доходов от грузоперевозок (ожидаемый уровень – 175 млрд долларов США). Однако в 2022 году ожидается небольшое сокращение – до 169 миллиардов долларов. (уменьшение на 8 проц.). На 2022 год специалисты прогнозируют значительное увеличение эксплуатационных расходов  авиакомпаний. Во многом это будет связано с более дорогим топливом, которое уже стоит немного меньше, чем до пандемии (2021 год – 74,7 доллара за баррель, 2019 год – 77 долларов), а в следующем году он превысит эту цифру (77,8 доллара).

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM