Великий комбинатор из Германии или как владелец Knorr-Bremse AG готовится выхватить Lufthansa из цепких лап государства

В течение нескольких недель велись переговоры об условиях государственной помощи в размере 9 миллиардов евро, на которую рассчитывала Lufthansa. Однако оказалось, что это решение теперь может быть заблокировано.

Хайнц Герман Тиле

Хайнц Герман Тиле

В ходе переговоров с правительством и Брюсселем перевозчик согласился передать 24 слотов  во Франкфурте и Мюнхене и сократить парк на  100 самолетов. Затем зеленый свет для поддержки авиакомпании дала Европейская комиссия Акционерам оставалось договориться об условиях. И здесь появилась проблема.

Она состоит в том, что решение может быть заблокировано во время общего собрания акционеров 25 июня только одним человеком: немецким миллиардером, 79-летним Хайнцем Германом Тиле, крупнейшим инвестором среди акционеров Lufthansa, который накопил 15,5 процента доли перевозчика. И на данный момент отнюдь отнюдь не известно, как он в конечном итоге проголосует, поскольку он неоднократно критиковал условия помощи. Он считал, что в ходе переговоров не были учтены интересы акционеров.

Его голос настолько важен, что, если он в ближайший четверг выступит против пакета, Lufthansa может обанкротиться. Известно, что Хайнц Герман Тиле не одинок в своих убеждениях. Хотя есть много сторонников принятия государственной помощи. К ним относятся как профсоюзные деятели, так и инвестиционные фонды, и инвестиционные консультанты, которые настоятельно призывают голосовать “за”.

“Подготовленный властями пакет мер по спасению намного лучше, чем банкротство. Часто случается, что инвесторам приходится выбирать между меньшим и большим злом”, – считает Патрик Шухтер из Union Investment. Хотя ему легко говорить, поскольку его доля акций в активах LH составляет всего 0,12 процента.

Все может проясниться еще раньше, и не придется ждать до четверга решения, чтобы понять выживет ли Lufthansa. До вторника, 23 июня, акционеры могут зарегистрироваться для участия в собрании. Если зарегистрируется менее половины, то решающее значение будет иметь позиция Тиле в ситуации, когда для принятия обязательного решения нужно всего 3 голоса. Однако банкротство этой авиакомпании вовсе не в его интересах, т.к. 15,5 процента акции по сегодняшним котировкам стоят 750 миллионов евро.

Так о чем речь на самом деле? Картина еще более затуманилась после того, как в прошлый четверг Хайнц Герман Тиле решил избавиться от 8 миллионов акций компании, которая в настоящее время производит тормозную систему для железнодорожных транспортных средств Knorr-Bremse AG. Их стоимость составляет 840 миллионов евро. Продажу активов Knorr-Bremse AG его коллеги из Thiele KB Holding GmbH объяснили “необходимостью поддержки других частных инвестиций”. Неужели речь о Lufthansa?

У Хайнца Германа Тиле было 5 процентов Lufthansa в начале 2020 года, затем, когда в марте начался кризис, он увеличил свою долю до 10 процентов, а в июне купил еще 5,5 процента. Это вызвало большой ажиотаж на бирже, тем более что он является одним из самых загадочных инвесторов на немецком рынке.

Что известно о нем? Немного, кроме того, что он юрист по образованию (он окончил Мюнхенский университет), бывший военнослужащий, командир танка, который после ухода из армии в 1969 году начал работать в Мюнхене в Knorr-Bremse AG в качестве юриста в патентном отделе. Он быстро сделал карьеру в компании и до такой степени преуспел, что в 1985 году купил ее, а два года спустя возглавил. Неясно, как он получил на это деньги, потому что, как он признался в интервью Frankfurter Allegemeine Zeitung (FAZ), у него даже не было средств для покупки собственного дома в ипотеку. Большие деньги пришли только позже, в 2018 году. Сегодня, согласно индексу Bloomberg Billionaires Index, активы компании составляют 16,7 миллиарда долларов и таким образом Тиле занял третье место в списке самых богатых немцев. Богаче только Беате Хейстер и Карл Альбрехт-младший, совладельцы сети супермаркетов Aldi.

Известно, что у Тиле не самые хорошие отношения с правительством, он случайно назвал канцлера Ангелу Меркель “автократичной”. Он также чрезвычайно независим в принятии решений. Различия во мнениях привели к тому, что в 2015 году покинул Knorr-Bremse его сын Хенрик, который не был в состоянии общаться со своим отцом, хотя ему светило назначение главы. Известно, что не все инвестиции удавались Тиле так же, как в Knorr-Bremse. Он не преуспел с Vossloh AG, железнодорожной компанией, в которую он инвестировал в 2011 году, и с тех пор  ее рыночная стоимость упала на 59 проц. Инвестициями управляет семейная компания Stella, главным специалистом которой является Кристоф Шлегель,  ранее отвечавшего  за пенсионные фонды в Linde Group.

В случае c  пакет помощи Lufthansa он был против того, чтобы государство брало более 20 процентов доли в перевозчике. Тиле считает, что это решение выгодно налогоплательщикам и государству, а не инвесторам. “Федеральное правительство должно сосредоточиться на создании пакетов помощи, что я считаю наиболее желательным, и не должно брать на себя роль инвестора, стремящегося к прибыли”, – сказал Тиле в одном из интервью.

Какой интерес у Тиле в том, чтобы угрожать будущему Lufthansa? В Германии преобладает мнение, что пожилой инвестор хочет показать, сколько он значит на рынке. Но есть и другая теория: это своим сопротивлением заставит правительство отказаться от 20 процентов и выкупить их на себя — отсюда и планы распродажи акций в Knorr-Bremse.

Поэтому, какими бы ни были его намерения, он уже поставил всех на уши. Профсоюзные деятели, которые боятся влияния Тиле, призывают всех инвесторов зарегистрироваться и проголосовать. “Вы решаете вопрос о выживании компании и ее сотрудников”, – заявил в прошлую субботу Николи Бублис, глава UFO, из профсоюза работников бортовых экипажей.
Lufthansa объявила о планах избавиться от 22 000 из 140 000 своих сотрудников и снятии с эксплуатации 100 самолетов.

Андрей Бочкарев