Embraer E190-E2 во время взлета из Лондонского Сити

Великобритания вводит новые правила выплаты компенсаций за задержку и отмену рейсов

Правительство Великобритании объявило, что примет меры для защиты прав пассажиров в случае задержки рейсов. По словам министра транспорта Великобритании Гранта Шаппса, эта мера позволит клиентам авиакомпаний «легче добиваться справедливости в отношении недобросовестных действий». Лондон предлагает «более справедливую модель компенсации».

После того как Великобритания вышла из Европейского Союза, правительство Великобритании теперь может устанавливать свои собственные правила в отношении прав авиапассажиров. Министерство транспорта отметило, что некоторые из рассматриваемых предложений  стали возможными благодаря Brexit и недавно предоставленной возможности формировать правила по своему усмотрению. До Brexit нормы права ЕС должны были быть имплементированы в национальное законодательство.

Если бы Великобритания все еще была членом ЕС, пассажиры, пострадавшие от задержек, отмененных или ускоренных рейсов, могли бы иметь право на компенсацию в соответствии с Регламентом Европейского Союза EC 261/2014 (обычно именуемым – EU261). «Я внес предложения по усилению защиты прав потребителей – клиентов авиакомпаний. Мы в полной мере используем наши новые свободы за пределами ЕС. Новые правила помогут создать надежный и авторитетный сектор», —  сказал Грант Шаппс, министр транспорта Великобритании.

По примеру железнодорожного и морского транспорта

Рассматриваемые предложения направлены на получение более справедливой компенсации в случае срыва рейса. Новая модель будет основана на примере компенсации  в железнодорожных и паромных перевозках, что знаменует собой отход от нынешней модели «фиксированной ставки», говорится в заявлении Министерства транспорта.

Кроме того, рассматривается возможность возложения на авиакомпании обязательства предоставлять пользователям инвалидных колясок и лицам с ограниченной подвижностью полную сумму компенсации за любой ущерб, причиненный их инвалидной коляске или скутеру на внутреннем рейсе по Великобритании. В настоящее время авиакомпании не обязаны платить за ремонт этого оборудования, даже если оборудование сломается во время их перевозки.

Действительно ли новые правила выгодны пассажирам?

Что касается предлагаемой компенсации за задержку рейса, пассажиры могут вместо ранее фиксированных ставок потребовать компенсацию в зависимости от продолжительности задержки рейса и транспортных расходов. Эта схема заменит текущую модель, которая требует определенного порога,   составляющего в настоящее время задержку в  три часа.

Текущая модель предполагает, что пассажиры (при определенных обстоятельствах) могут потребовать компенсацию за задержку рейса более чем на три часа. Они могут получить 220 фунтов стерлингов за полеты на расстояние до 1500 км. По новым правилам пассажиры получат компенсацию в размере:

25 процентов стоимость билета при задержке более одного часа, но менее двух часов;

50 процентов стоимость билета при опоздании более двух часов, но менее трех часов;

100 процентов стоимость билета при опоздании более чем на три часа.

Новое решение будет выгодно пассажирам, чей рейс задерживается от одного до трех часов. Тем не менее, похоже, что пассажиры, авиаперелет которых задержан на три и более часа, могут получить компенсацию, потенциально намного меньшую, чем сегодня.

Это связано с тем, что стоимость многих внутренних рейсов в Великобритании редко превышает 220 фунтов стерлингов в обе стороны. Например, полет туда и обратно из Инвернесса в Лондон обычно стоит около 50 фунтов стерлингов, если не меньше. Если новые предложения будут правильно интерпретированы, пассажиры  с билетами бюджетных авиакомпаний фактически получат очень небольшую компенсацию. Таким образом, хотя с одной стороны это кажется более справедливым, уменьшенная компенсация не поможет авиапассажирам с более длительными задержками, особенно если они приводят к потере пунктов назначения или дополнительным расходам в ожидании следующего рейса.

Новая система разрешения конфликтов

Еще одно изменение, которое следует учитывать, заключается в том, что все авиакомпании должны быть уполномочены участвовать во внесудебном альтернативном методе разрешения споров (ADR), таком как посредничество. Эта модель даст потребителям возможность требовать более строго соблюдения их прав по некоторым жалобам, которые не могут быть разрешены между потребителем и авиакомпанией без обращения в суд.

В настоящее время в Великобритании существует два варианта ADR, и авиакомпании могут добровольно участвовать в них. Новые предложения потребуют участия  всех авиаперевозчиков. Это даст пассажирам возможность подать иск без обращения в британский суд. «Это может помочь людям, которые борются за возмещение, когда они имеют на это право», — добавил Шаппс.

В то время как правительство рекламирует предлагаемые изменения как усиление прав пассажиров, авиакомпании, похоже, получают от этих поправок значительно большую выгоду в качестве компенсации за задержки, чем пострадавшие пассажиры. На данный момент объявленные изменения остаются только предложениями. Таким образом, существующие правила остаются в силе до тех пор, пока предлагаемая политика не будет закреплена в законодательстве.

Андрей Бочкарев