Вложения в реставрацию исторических самолетов становятся все более выгодными

В  компании Biggin Hill Heritage Hangar (BHHH), специализирующейся на полной реконструкции различных вариантов истребителей Spitfire, ведутся расширенные работы по восстановлению до летного состояния очередного ветерана Битвы за Британию – легендарного  Spitfire Mk I P9372 (заводской номер 6С/30563).

Ангар компании Biggin Hill Heritage Hangar
Ангар компании Biggin Hill Heritage Hangar

Машина имеет полностью перестроенный фюзеляж с ветровым стеклом, выполненным – как и оригинал – из цельного куска прессованного оргстекла (на которое было нанесено бронестекло) и практически с нуля реконструированные крылья. Вопреки слухам, самолет не будет оснащен самым старым двухлопастным винтом и не  получит довоенную окраску. На нем будет установлен оригинальный двигатель R-R Merlin с трехлопастным винтом времен  Battle of Britain.

Самолетом владеет голландский миллиардер, владелец глобальной сети супермаркетов Jumbo, Фриц ван Эрд, страстный любитель Spitfire. Голландец заключил связанную сделку с британским владельцем BHHH Питером Р. Монком – он купил у него уже готовый летающий Spitfire XVII TB885 (с голландскими регистрационными знаками PH-FVE), но также обязался профинансировать реконструкцию более ценного легендарного Spitfire I P9372.

Последний, в цветах 92-й эскадрильи RAF с кодовыми буквами QJ на борту, после боя с Messerschmitts Bf 109 E, 9 сентября 1940 года, в разгар битвы за Британию, был сбит одним из немецких истребителей. Он упал  рядом с Ист-Гилдфордом, недалеко от города Рай на побережье, к юго-востоку от Лондона. Раскопанные обломки истребителя были приобретены Питером Монком. Решение о полной перестройке P9372 было принято летом 2019 года. Самолет уже получил британскую регистрацию G-CLIH, что позволит ему начать официальные полеты. Ожидается, что это произойдет  в 2022 году.

Так что это будет еще один оживший Spitfire первых годов выпуска, а значит, и самый ценный. Таких летающих памятников осталось  немного. Самым старым, который до недавнего времени был восстановлен для полетов, был Spitfire I P974. Его первый полет после реконструкции состоялся 30 августа 2011 года. Еще один восстановленный Spitfire I N3200 поднялся в воздух  26 марта 2014 года. Согласно записи из реестра британских самолетов,  могут летать еще два Spitfire I – X4650 и AR213. Всего имеется чуть более 70 летающих Спитфайров разных вариантов и версий. Отсюда головокружительные цены на ранние варианты этого истребителя на аукционах.

Говорят, что Фриц ван Эрд выделил для реконструкции в Англии P9372, который имеет шанс стать самым старым из возрожденных – более 2 миллионов фунтов стерлингов. Это не так уж и много, потому что цены на Спитфайры растут, и теперь, чтобы купить раннюю версию такого самолета в летном состоянии,  придется потратить от 3 до 5 миллионов фунтов. Особенно уникальны те, которые принимали участие в битве за Британию. Для очень богатых людей, увлеченных легендой о Спитфайрах, это также выгодное вложение. Как в картины старого мастера.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM