Акбар Аль-Бакер

Все грехи руководителя Qatar Airways

Акбар Аль-Бакер до сегодняшнего дня приносил извинения за сексистский комментарий в Сиднее. Журналистке из Абу-Даби он сказал, что компанией Qatar Airways не смогла бы руководить женщина, поскольку это слишком ответственный пост.

Акбар Аль-Бакер
Акбар Аль-Бакер


Нервная реакция мировых СМИ, особенно англосакских, объясняется и тем фактом, что Qatar Airways является крупным инвестором в Европе – у него в руках 50 проц. активов International Airlines Group (IAG), в состав которых среди прочих входят British Airways, Iberia и Aer Lingus, т.е. таким образом глава катарской авиакомпании высказался и от имени европейского перевозчика. И это было особенно болезненно.

В своих извинениях, повторяемых до сегодняшнего дня, хотя инцидент имел место 5 дней назад, он не отвергал однако сказанного, только несмело и вероятно под давлением коллег из IAG, объяснялся, что это была только шутка.

Однако таких «шуток» на счету Аль-Бакера уже накопилось не мало. Два года назад, во время одного из собраний IATA в Дублине, когда авиакомпании из региона Персидского залива – Emirates, Etihad и Qatar Airways подвергли острой критике американский рынок, в своем официальном выступлении он заявил, что перевозчики из США предлагают «говенный сервис», а их бортовой персонал – старые бабы, в то время как у него стюардессам в среднем по 26 лет. За это высказывание он так и не извинился, только отмахнувшись, сказал, чтобы его словам не придавали значения.

На самом деле его комментарии касались того, что случилось во время инаугурации сообщения протяженностью почти 12 тыс.км по маршруту Доха-Атланта. Тогда Airbus A380 с 600 пассажирами на борту приземлился без проблем, но не смог подкатиться к терминалу, потому как единственный из телескопических трапов, обслуживающих в Атланте машины типа A 380, через который должны были выйти пассажиры, был занят намного меньшим самолетом A 321 американской авиакомпании Delta Airlines.

В результате пассажирам Qatar Airways пришлось выходить из гигантского воздушного судна по самоходному трапу (лестнице), а к зданию терминала отправиться автобусами. Вся операция заняла 45 минут и все опоздали на торжественное приветствие нового перевозчика. Это особенно разъярило Аль-Бакера, который не скрывал, что сообщение Доха-Атланта должно было «немного посыпать солью на уже раненую Delta». Тогда досталось и европейцам. Особенно перевозчикам из Star Alliance, которые, по мнению главы Qatar, «не способные, не эффективные, и умеют пользоваться выгодно своим флотом, не говоря уже о том, что обложены идиотскими налогами».

Тем не менее это не отрицает того факта, что он является одной из самых выдающихся фигур в мировой авиации. Qatar Airways, которой Аль-Бакер руководит с 1997 года, в очередной раз был признан пассажирами лучшей авиакомпанией в мире. Аэропорт Хамад в столице Катара Дохе, главой и вдохновителем идей которого естественно является он сам, считается одним из самых дружественных в мире. В самом Катаре Ал-Бакер возглавляет все организации и предприятия, связанные с авиацией.

Глава Qatar известен своей непредсказуемостью, отсутствием уважения к людям, в т.ч. коллег из отрасли – он прослыл также своим высказываем о бывшем главе IATA Джованни Бисинье, что тот сделал из этой организации «бордель». Своих работников ограничивает во всем, указывая какой им вести образ жизни, и увольняя за малейшую провинность, которым в других авиакомпаниях не придают значения.

Не говоря уже об отношении к журналистам. Большинство СМИ ответило ему, публикуя сексистское высказывание в Сиднее в сопровождении его фото в национальной арабской одежде, хотя на самом деле на той конференции Аль-Бакер был в европейском костюме.

Обычно глава Qatar опаздывает на встречи с журналистами, хотя именно во время завершающей пресс-конференции в Сиднее он был приведен на нее во время генеральным директором IATA Александром Де Жюняком и руководителем принимающей стороны – авиакомпании Qantas Элланом Джойсом. Но единственного из этих трех, представляя журналистам, Аль-Бакера назвали «Его Превосходительство». В общем так его и только его из всей отрасли представляют всегда и везде, где бы он не появлялся.

Когда в 2014 году Конференция IATA проходила в Дохе, Аль-Бакер устроил там настоящий парад роскоши. В стране, где доступ к алкоголю, деликатно говоря, сильно ограничен, самое дорогое шампанское лилось рекой. Делегаты и гости жили в отелях по роскоши не уступающим дубайскому «Буж Аль Араб» и каждый день в своих номерах находили дорогие подарки. Все оформление было сделано в духе сказок «1001 ночь». Теперь в Сиднее Аль-Бакер намекнул, что охотно вновь бы принял следующую конференцию в 2020 году. «Катару есть чем похвастаться», – скромно добавил он.

Тем не менее никого не удивляет, что его также не любят журналисты, как и другую выдающуюся личность мировой авиационной отрасли – главу Ryanair Майкла О’Лири, который тоже не очень подбирает слова. Во время интервью Его Превосходительство смотрит на журналистов как на провинившихся учеников. Даже самые опытные из них признавались, что иногда забывали вопросы, с которыми пришли на встречу к Аль-Бакеру. А его явно забавляет такая ситуация.

В то же время к нему вопросы становятся все труднее, поскольку авиакомпания, несмотря на безусловные успехи, начала испытывать серьезные финансовые проблемы из-за блокады, объявленной Катару соседние с ним государства. Qatar Airways первыми заявили о большой вероятности введения топливных сборов, ибо нефть уже на одну треть дороже, чем была в начале года. Пока ни одна другая авиакомпания не высказалась на эту тему.

Андрей Бочкарев