fbpx

По мнению главы Ryanair Майкла О’Лири Lufthansa – это “кокаиновый наркоман” или “пьяный дядя, портящий атмосферу на свадьбе”. Речь, разумеется, идет о почти гарантированной государственной помощи крупнейшему немецкому перевозчику.

Глава Ryanair Майкл О'Лири
Глава Ryanair Майкл О’Лири

О’Лири намерен подать жалобу в Европейскую комиссию по этому поводу, а также оспорить поддержку правительством Франции компании Air France и выделение Швецией денег для SAS, которые Брюссель уже одобрил. Глава ирландской авиакомпании также считает, что, поскольку итальянцы в очередной раз решили спасти Alitalia, а Ryanair является крупнейшим перевозчиком в этой стране (34-35 процентов рынка), ему они должны дать в поддержку как минимум 4 млрд евро. “Но я не хочу этих денег”, – говорит он.

“Lufthansa лезет повсюду, как пьяный дядя в конце свадьбы, выпивая остатки водки из пустых стаканов. Они не могут сами справиться. А мы не хотим правительственной помощи, но мы вынуждены конкурировать на рынке не только одной рукой за спиной, но и с обеими связанными”, – сказал Майкл О’Лири. Он заявил, что будет оспаривать государственную помощь для Lufthansa,  обратившейся с  заявкой на промежуточный кредит в размере 9 миллиардов евро, и на поддержку Air France, которой обещано 8 миллиардов евро.

Это не первый протест ирландцев во время кризиса, вызванного пандемией Covid-19. О’Лири дважды протестовал против 455 миллионов евро поддержки со стороны правительства Швеции для местных авиакомпаний. И история его споров с Европейской комиссией давняя и богатая событиями. За последние 25 лет он 25 раз выражал свой протест по поводу решений Брюсселя. Самый ожесточенный аргумент был, когда British Airways поглотила Aer Lingus.

Пока что Lufthansa еще не получила от правительства ни гарантии займа, ни цента помощи. Однако государство делает доплаты ее сотрудникам, занятым неполный рабочий день. Карстен Шпор, глава немецкого перевозчика, делает все для того, чтобы гарантии по кредитам не позволили государству захватить часть акций перевозчика. Напротив, авиакомпании, входящие в группу Lufthansa, такие, как Brussles Airlines, Swiss и Austrian Airlines уже получили обещание поддержки от своих правительств, но эти деньги должны быть использованы в Швейцарии, Австрии и Бельгии, соответственно, и ни в коем случае не могут быть переведены в общую кассу LH Group.

Конечно, глава Ryanair считает, что традиционные перевозчики, подкрепленные государственными деньгами, будут составлять более сильную конкуренцию. В случае с Lufthansa страхи идут еще дальше, так как у О’Лири есть опасения, что она может поглотить Condor, и создаст еще большую конкуренцию для его чартерной авиакомпании Ryanair Sun. Правда, вряд ли это невозможно, поскольку по условиям использования государственных денег, установленным Европейским союзом, на них запрещено приобретать другие авиакомпании.

О’Лири также не нравится поддержка итальянцами Alitalia. “Мы не сомневаемся, что помощь Alitalia незаконна. Наверняка итальянцы позже скажут, что ее не нужно возвращать. Или французы заявят, что они не хотят возмещения от Air France. Но ущерб будет нанесен”, – говорит президент Ryanair.

По словам европейских юристов, у Майкла О’Лири есть минимальный шанс выиграть любое из этих дел, и нет никаких шансов, что это произойдет к концу этого года. Но он может создать плохую атмосферу вокруг крупнейших конкурентов. “Это его тактика шуметь, портить атмосферу”, – говорит Алек Бернсайд, адвокат из брюссельской юридической фирмы Dechert LLP.

Андрей Бочкарев