Задолжавшая Blue Air переходит в собственность государства

Министерство финансов Румынии объявило, что правительство Румынии намерено приобрести контрольный пакет акций местной бюджетной авиакомпании Blue Air после того, как перевозчик не смог погасить задолженность перед государством по государственной помощи, полученной во время пандемии COVID-19. Национализировав предприятие, правительство получит более 75 процентов его акций.Румынская Blue Air борется с трудностями с 2020 года, когда она заключила сделку по реструктуризации долга, чтобы выдержать пандемию COVID-19, взяв государственный кредит в размере 63,1 миллиона долларов и передав 75 проц. своих акций в качестве гарантии возврата государственной помощи. В сентябре этого года долг Blue Air увеличился до 230 миллионов евро с 120 миллионов евро (включая кредит на спасение в размере 60 миллионов евро, взятый летом 2021 года).

В сентябре банковские счета перевозчика были заблокированы государством за неуплату штрафа, наложенного местным регулирующим органом на авиакомпанию за отмену большого количества рейсов через несколько дней после того, как авиакомпания запустила акцию по продаже билетов. Арест банковских счетов вынудил румынскую бюджетную авиакомпанию отменить все рейсы и приостановить работу.

Президент Управления по управлению государственными активами (AAAS) Флориан Даниэль Геанта подтвердил, что Управление станет мажоритарным акционером Blue Air. Летом 2020 года Минфин принял решение об исполнении гарантии по предоставлению государственной помощи лоукостеру. Кроме того, авиакомпания в своем сообщении также заявила, что она запросила предоставление гарантии сроком на 13 месяцев. AAAS обратилась в Министерство государственных финансов с просьбой предоставить все необходимые документы, чтобы иметь возможность начать процедуру приобретения акций.

Однако ситуация не так проста – и 75 проц. акций Blue Air, подлежащие передаче к государству, выглядят как горячая картошка, которую государство должно съесть. Это связано с тем, что в настоящее время собственный капитал Blue Air может быть отрицательным, а это означает, что государство несет ответственность за выплату компенсации клиентам авиакомпании, которые потеряли деньги, а не за восстановление ссуды.

Национализация на основании условий кредитного договора

Как гарант кредита от Румынского экспортно-импортного банка (Eximbank), министерство финансов заявило, что попросило банк изучить возможность поглощения. “Этот шаг был необходим после того, как Blue Air неоднократно нарушала свои обязательства, а именно не выплачивала проценты и капитальные ставки по гарантированному государством кредиту”, — говорится в сообщении министерства.

Как сообщает румынский портал CursDeGuvernare, процедура приобретения включает несколько этапов, включая уведомление Министерства транспорта и его утверждение на общем собрании акционеров Blue Air. Глава Управления по управлению государственными активами (AAAS) сказал, что трудно оценить, сколько времени займет этот процесс, поскольку он будет вести переговоры с представителями Blue Air об ускорении национализации. “Наше намерение состоит в том, чтобы поставить перевозчика на ноги, но мы сможем сделать это только после того, как станем официальным акционером Blue Air и после тщательной проверки”, — сказал президент AAAS.

Blue Air гарантировала кредит от государства предоставив в залог: муниципальный участок площадью 94 479 кв. м, расположенный в секторе 1, Бухарест; шесть самолетов, принадлежащих Blue Air AVIATION; акции, принадлежащие Airline Invest SA и Совету, в пропорции 75 проц., которой они владеют в Blue Air Aviation SA; 75 процентов доли Теодора Кристиана и Михая Кэтэлина в акционерном капитале Airline Invest SA (дочерняя компания Blue Air Aviation); доли Airline Invest SA и Aurora Engineering SRL в уставном капитале Blue Air Tehnic SRL.

Согласно документу Министерства государственных финансов, опубликованному порталом Profit, Blue Air не выплачивала рассрочку, проценты и комиссии по кредиту, полученному от Eximbank, с ноября прошлого года. В качестве поручителя правительство через Министерство финансов утверждает, что к началу октября авиакомпанией были погашены платежи и проценты, еще не погашенные Blue Air, на сумму более 29 млн долларов США.

Долги аэропортам, самолеты арестованы

Сейчас у авиакомпании шесть самолетов, но летать могут только два из них. В настоящее время три аэропорта в Румынии судятся с Blue Air за выплату непогашенных долгов. Аэропорты Клуж-Напока, Яссы и Сибиу инициировали судебные разбирательства против Blue Air. Согласно данным, доступным на портале суда, три аэропорта пытаются взыскать долги с Blue Air. Сумма этих долгов в публичных документах не указывается, а перевозчик признал в заявлении, что у него есть долги перед портами, но отказывается раскрывать сумму долгов и сроки их погашения. На прошлой неделе аэропорт Констанцы также подал в суд на бюджетного перевозчика после того, как тот долгое время не платил аэропортовые сборы.

Blue Air также должна аэропорту Бакэу и CN Aeroporturi Bucuresti, оператору аэропортов Бухареста. Аэропорт Бакэу имеет площадь около 560 000 кв. евро, подлежащих взысканию с бюджетной авиакомпании. Государственная компания, управляющая двумя бухарестскими аэропортами, отказалась сообщить подробности о сумме, которую ей необходимо взыскать с Blue Air, но источники говорят, что долг составляет несколько миллионов евро.

Румынское национальное агентство финансового управления (ANAF) конфисковало как минимум один самолет, принадлежащий Blue Air. Зарегистрированный как YR-AME Boeing 737-500, принадлежащий Blue Air, недавно был передан агентству. Еще один самолет авиакомпании Blue Air, зарегистрированный как YR-BMN, был задержан в аэропорту Клуж-Напока. Официальный представитель авиакомпании заявил, что самолет “больше не является частью флота Blue Air, и его удержание представляет собой злоупотребление и подлежит судебному разбирательству со стороны нового оператора самолета”.

Андрей Бочкарев